Тренд на использование технологий виртуальной и дополненной реальности появился еще несколько лет назад. Во время пандемии, когда все процессы бизнеса и мероприятия перешли в онлайн, он получил новые возможности для развития. Кто и как задействовал новые технологии в маркетинге, прежде всего при проведении необычных ивентов, и почему бизнес в России использует VR и AR пока только в тестовом режиме, Sostav рассказала Екатерина Соколова, продюсер и основатель маркетингового агентства Backstage.
Ситуация на рынке
Онлайн-формат имеет свои преимущества. В частности, 80% опрошенных Bizzabo отметили, что переход в «цифру» помогает увеличить охват. Однако такое количество диджитал-мероприятий неизбежно приводит к однообразию, VR и AR как раз и позволяют с этим справляться.
Специалисты PwC изучали эффекты от использования VR в тренингах. Они отметили, что данная технология по сравнению с обычным онлайном повышает эмоциональный отклик на материал в 3,75 раза. Ожидается, что около 23,5 млн сотрудников компаний по всему миру будут применять AR и VR для обучения, улучшения клиентского сервиса, встреч уже к 2030 году.
В России прогнозируют рост рынка AR и VR в среднем на 37% в год. К 2025 году он может достичь 7 млрд руб. Что касается ивент-индустрии, то, несмотря на эффективность применения AR и VR, существует ряд проблем, связанных со сложностью использования этих технологий, большими затратами на них, трудностями в определении окончательного результата и другими.
Разбор зарубежных кейсов
Шведский McDonald's трансформировал коробку от Happy Meal в бюджетные очки виртуальной реальности — Happy Goggles. Если поместить в такие очки смартфон, то можно было сыграть в игру в роли ловкого лыжника. В результате было продано 3,5 тыс. наборов.
Газета New York Times использовала похожий прием. Она отправила своим читателям брендированные очки Google Cardboard и предложила посмотреть фильм об исследовании Плутона, который был основан на данных межпланетной станции «Новые горизонты».
Для сбора предзаказов на люксовый автомобиль Volvo XC 90, компания организовала виртуальный тест-драйв. Было создано специальное приложение, а также брендированные VR-очки на базе Google Cardboard. Потенциальные покупатели смогли ознакомиться с особенностями автомобиля, оценить его возможности, увидеть салон. В результате это позволило привлечь масштабную аудиторию: видео с виртуальным тест-драйвом набрало 4 млн просмотров в социальных сетях. Свыше 500 тыс. человек перешли на лендинг, а 40 тыс. скачали приложение. Первую партию Volvo XC 90 в итоге раскупили всего за пару дней.
Бренд Oreo сделал анимированный VR-тур на базе Google Cardboard. Пользователи смогли изнутри увидеть процесс создания легендарного печенья и попутешествовать по просторам необычной шоколадной фабрики Oreo. В результате видео набрало свыше 3 млн просмотров и восторженные отзывы на YouTube-канале компании.
Российская практика AR и VR
В качестве примера использования российским бизнесом AR и VR можно привести мероприятие «Сбера». Изначально конференция планировалась в офлайне, но пандемия изменила планы бренда. В результате «Сбер» организовал громкую онлайн-презентацию со скетчами о продуктах, сюжетом, участием селебрити. На мероприятии использовались визуальные эффекты — элементы AR и VR, 3D-графика.
На объемном VR-фоне топ-менеджеры компании представляли свои направления, причем для некоторых презентаций был выбран определенный тематический фон. В частности, глава Сбербанка Герман Греф рассказывал об инновационных цифровых продуктах из ЦОДа суперкомпьютера «Кристофари».
Еще один VR-пример — решение для бизнеса. Компания Accenture в России на базе технологии VR разработала специальный VR-тур. Такое решение позволяет соискателям при приеме на работу глубоко погрузиться в жизнь компании.
Благодаря VR-технологиям кандидат может посетить три комнаты. В первой он знакомится с рабочим местом, вторая посвящена карьерному наставничеству, сертификациям, тренингам. В третьей кандидат узнает о различных бонусах. Знакомство с полученной информацией сопровождается различными заданиями.
«МегаФон» показал первую в России VR-трансляцию товарищеского футбольного матча между сборными России и Турции. Для трансляции были использованы пять специальных камер с 180-градусным обзором. Это дало возможность создать эффект полноценного виртуального присутствия на футбольном матче, глубоко погрузиться в процесс игры.
Какие проблемы существуют
Несмотря на то, что у AR и VR хорошие перспективы, есть ряд проблем, которые непосредственно влияют на российский рынок.
- Технологии требуют вложения значительных средств и пока не вышли на массовый уровень. Для организации мероприятия с элементами AR/VR нужно иметь пул проверенных подрядчиков, которые качественно выполняют работу, разбираются в тонкостях AR и VR, помогут в случае необходимости с креативной идеей и в конечном итоге смогут ее воплотить. Найти таких подрядчиков не просто, не говоря уже о стоимости реализации.
- У технологии пока слабая оптимизация контента. Если потребуется применить AR и VR в ивент-индустрии, придется потратить немало сил, времени и средств.
- Еще трудно точно спрогнозировать, какой в итоге будет эффект от использования AR и VR. Сейчас технологии набирают обороты, можно сказать, используются в тестовом режиме, поэтому насколько глубокое впечатление на зрителя произведут примененные в ивенте технологии AR и VR, пока оценить сложно.