Нестабильности в российской экономике, связанные со снижением курса рубля по отношению к зарубежным валютам, а также общемировая стагнация экономики оказывают существенное влияние на отечественный рынок труда. Коммуникационная группа iMARS и HR бюро Big Fish Recruitment специально для Sostav.ru проанализировали, насколько этот процесс повлияет на рынок труда в области маркетинговых и PR-коммуникаций.
Проведённые опросы сотрудников компаний таких отраслей как транспорт, металлургия, энергетика, банковский сектор, киноиндустрия, FMCG, органы государственной власти и профессиональное сообщество показали, что рынок труда маркетинговых коммуникаций считается одним из самых конкурентных. Если 7-10 лет назад количество специалистов в этой сфере не превышало 2-3 тысяч человек, то сейчас рынок труда многократно расширился, но все равно остается «перегретым» по многим направлениям. Например, последние несколько лет одной из самых востребованных профессий остается digital-маркетолог, а вот спрос на политический PR многократно отстает от предложения.
Средний возврат специалистов на рынке труда в сфере маркетинговых коммуникаций составляет 23-30 лет – middle персонал и 28-36 лет – руководящее звено.
Если в 2011-2012 гг. рынок труда маркетинговых коммуникаций постепенно поворачивался в сторону кандидата, то сейчас происходит резкий разворот в сторону работодателя. Кроме того, если в указанный выше период времени кандидаты охотно меняли направление деятельности, то сейчас многие предпочитают оставаться в том функционале, где они обладают наибольшим опытом. Такие кандидаты не делают ставку на повышение заработной платы, а хотят, как минимум, сохранить свою стоимость на рынке труда на ближайшие 1-2 года.
Вместе с тем можно отметить, что самая востребованная работодателями профессия по состоянию на февраль 2015 г. - Business development - у многих кандидатов, имеющих эту экспертизу, теперь далеко не всегда вызывает желание оставаться в ней. Многие хотят отойти от поиска и привлечения новых клиентов, а также развития новых продуктов к ведению текущих проектов агентства/компании, т.к. боятся, что в кризисные времена не будут такими же успешными в продажах.
Со стороны работодателей интерес к функциям Business development только увеличивается, и способность привлечь в компанию новых клиентов (новые контракты) приветствуется даже на позициях, не подразумевающих такого функционала, таких как Project Director, Account Director и даже Strategic Director. Поэтому, чем шире функционал и зону ответственности готов на себя взять потенциальный кандидат, тем больше у него шансов получить предложение о работе.
По словам партнера, директора по развитию бизнеса iMARS Communications Владимира Ступникова, текущая экономическая ситуация для большинства работодателей характеризуется одним словом – неопределенность. Но та же самая неопределенность заставляет их перегруппироваться и переосмыслить то, что они делают и как это делают, а также то, как они собираются реагировать на все внешние факторы.
«Тренд 2015 года в агентском бизнесе, на который мы обратили внимание, можно охарактеризовать следующим образом. На протяжении последних лет многие агентства инвестировали в собственный персонал для построения единой и эффективной команды. Непростые времена заставляют смотреть шире, потому что сейчас необходимо выстраивать долгосрочные и эффективные отношения с клиентами, которых не так много и каждый из которых на вес золота. С этой целью необходимо инвестировать средства не только в профессиональное обучение сотрудников, но и в обучение клиентскому сервису. По-настоящему сильные бренды также видят в сложившейся ситуации возможность для инвестиций в самых талантливых специалистов, на которых делается ставка как особо важных сотрудников», - отметил эксперт.
Среди кандидатов отмечается четкий тренд ухода от проектной работы на фрилансе, которая сильно набирала популярность в последние 3 года, к постоянной занятости в штате компаний, дающей стабильность в виде фиксированной зарплаты и уверенность в завтрашнем дне. При этом кандидаты, работающие на фрилансе более полугода, сильно проигрывают в глазах работодателя. Это обусловлено тем, что последние опасаются того, что человек, который работает в свободном графике, с трудом вольется в рабочий ритм офиса, ведь нет никакой гарантии, что он не уволится из компании в самый неподходящий момент.
В 2014 г. сфера маркетинговых коммуникаций была одной из наиболее востребованных среди соискателей и работодателей, стабильно входя в пятерку самых популярных отраслей поиска персонала. В среднем на одно предложение со стороны работодателей приходилось 5 – 7 резюме соискателей (для примера: на наименее востребованные рабочие специальности приходилось 0,8 – 0,9 резюме на 1 вакансию).
Что касается зарплатных ожиданий, то здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны повышенное внимание соискателей к маркетинговым коммуникациям, а также заинтересованность работодателей в наиболее квалифицированных сотрудниках, положительно влияла на рост. Так, если в целом повышение заработных плат на рынке труда (соотношение 2014 г. к 2013 г.) составило около 5 %, то рост заработных плат наиболее квалифицированных специалистов в области маркетинговых коммуникаций превышал 6,4 %.
С другой стороны, в большинстве случаев с начала 2014 г. и вплоть до середины лета 2014 г. роста заработных плат для данной категории специалистов не наблюдалось. Небольшой рост отмечался лишь с июля 2014 г. до декабря 2014 г. (не более 2 %), за чем последовало резкое падение в абсолютном выражении, вернувшее уровень заработных плат специалистов сферы маркетинговых коммуникаций к уровню декабря 2013 г.
«Ситуация на рынке труда сегодня не такая драматичная, как может показаться на первый взгляд. Кризис – хороший тренажер для упражнений в расстановке приоритетов и умению анализировать. Если какое-то направление рынка стагнирует, то где-то обязательно начинается рост. Даже если сокращения маркетинговых бюджетов продолжатся, до нуля они все равно не сократятся, - отмечает Екатерина Ламинина, управляющий партнер Big Fish Recruitment. - Да, увеличится конкуренция, и изменятся требования к кандидатам, но вакансии все равно будут открываться, т.к. работа никуда не исчезнет и ее все равно надо будет кому-то выполнять. Нужно держать руку на пульсе и следить за трендами. Например, узкоспециализированные профессионалы, владеющие редкой востребованной технологией или продуктом (такие как RTB, CPA и т.д.) в стабильные времена могли рассчитывать на практически такие же зарплаты, как у опытных менеджеров и руководителей, потому что за ними гонялся весь рынок.
Сейчас же выиграют те, кто владеет максимально широким опытом и обширными знаниями и не боится брать на себя дополнительную ответственность. Даже руководящие позиции сегодня зачастую включают в себя и «работу руками», т.к. компании в первую очередь сокращают менеджеров среднего звена, чьи обязанности можно переложить на плечи коллег или их руководителей. Чем больше функций вы можете выполнять, тем больше вы будете востребованы. Обычная картина сегодняшних дней, когда на позиции руководителя клиентского отдела работодатель хочет видеть кандидата, имеющего также опыт реализации проектов и работы с подрядчиками, а если он еще и новых клиентов сможет привести, то получит огромное преимущество. Если же вы – сильный сейлз, то вам вообще нечего опасаться, т.к. ваша профессия востребована всегда и везде, а особенно сейчас, когда вопрос привлечения «живого бизнеса» в компанию актуален, как никогда».
Январь 2015 г. по основным показателям не отличается от аналогичного периода 2014 г. Как и прежде маркетинговые коммуникации входят в пятерку наиболее востребованных специальностей среди работников. Количество резюме на 1 вакансию немного скорректировалось в сторону роста и составляет 8 – 9. Связано это с тем, что ряд компаний в условиях финансовой нестабильности все-таки начал сокращение сотрудников, в том числе, специалистов сферы маркетинговых коммуникаций.
Рост количества резюме на 1 вакансию произошел за счет наиболее молодых специалистов в возрасте 22 – 25 лет, либо не имеющих опыта работы, либо обладающих незначительным опытом – от 1 года до 3 лет. В данную категорию попали не только сокращенные специалисты, но и те, кто закончил ВУЗ в 2014 г., и поиск работы начал только с 2015 г.
В январе 2015 г. отмечается незначительный рост заработных плат по отношению к декабрю 2014 г. (в среднем на 0,3 – 0,5 %). Происходит это из-за повышения нагрузки (сферы ответственности) на наиболее опытных специалистов, которых сокращения не затронули. Как следствие, работодатели стремятся с одной стороны, снизить расходы на персонал, и с другой - повысить производительность за счет оставшихся специалистов.