Глобальный рынок рекламы вырастет на 4,3% в 2020 году и достигнет $666 млрд, прогнозируют аналитики Zenith. При этом коммерческая аудитория, на которую будет воздействовать реклама, уменьшится на 1,6%. Нет, человечество не вымирает, просто люди все чаще пользуются коммуникационными каналами, в которых нет рекламы. В итоге, как прогнозируют в Zenith, медиаинфляция будет расти быстрее рекламного рынка.
Основной вклад в прирост мирового рекламного рынка, как следует из данных Zenith, даст лидер — США. Перечень стран, находящихся в топе рейтинга, стабилен, во всяком случае перестановок в ТОП-8 в ближайшие три года не предвидится. А вот ниже их можно ожидать: как предполагается, в 2022 году на девятом месте ведущих стран окажется Индия с объемом рекламного рынка $14,4 млрд.
ТОП-8 стран по объему рекламных расходов, $млрд
А где же Россия? До лидеров нашей стране, казалось бы, далеко — объем нашего рекламного рынка ($7,4 млрд в 2018 году) почти вдвое уступает стоящим на шестой и седьмой позициях Германии и Франции. Но есть нюансы.
Дело в том, что отношение объема рекламного рынка к ВВП страны нестабильно и способно пусть медленно, но меняться. Согласно расчетам Zenith, в ближайшие три года глобальный рекламный рынок будет расти примерно на 0,7 процентных пункта медленнее, чем мировой ВВП.
Темпы годового роста объема глобального рекламного рынка и мирового ВВП, 2019 — 2022, %, прогноз
Но мировой рынок неоднороден. Согласно расчетам Zenith, наиболее быстро растущим регионом мира в период 2019 — 2022 гг. будет зона, включающая в себя Восточную Европу и Центральную Азию, т.е. как раз ту, где расположена Россия. Среднегодовой темп роста рекламного рынка региона в указанный период времени составят 6,7%. Для сравнения: в странах Западной и Центральной Европы — 2,8%, в развивающихся странах Азии — 1,9%, в Африке — 0,4%.
Между тем по уровню ВВП Россия занимает в мировых рейтингах более высокое место, чем по объему рекламного рынка. Приведенный нами ниже рейтинг составлен с учетом паритета покупательной способности национальных валют. Это позволяет учесть не только такие товары как нефть и газ, но и интеллектуальную собственность, производные финансовые инструменты, расходы на НИОКР и вооружение.
ТОП-20 стран по уровню ВВП (ППС)
Таким образом, можно ожидать, что российский рынок рекламы, «исправляя диспропорцию», будет расти быстрее. А вот от отдельных каналов распространения рекламы неожиданностей ждать не приходится. Пресса продолжит падение, интернет — рост. Как обещают аналитики Zenith, в наступающем 2020 году отечественное телевидение покажет, наконец, рост бюджетов, а вот новые медиа и индор-реклама, наоборот, по темпам роста уйдут в минус.
Прогноз динамики объемов каналов распространения рекламы, Россия, % к предыдущему аналогичному периоду
Глобальный рынок устроен иначе: объемы ТВ-рекламы будут уменьшаться, причем, можно ожидать, что скоро она уступит лидерство медийной интернет-рекламе (internet display).
Прогноз динамики объемов каналов распространения рекламы, Global, % к предыдущему аналогичному периоду
Как ожидается, такие крупные события, как торговая война между США и Китаем, не окажет серьезного влияния на глобальный рекламный рынок. Ее последствия «уравновесят» такие события глобального масштаба 2020 года, как Чемпионат Европы по футболу и выборы Президента США.