Пять тестов на очевидность. Заметки Роберта Апдеграффа к книге "Очевидный Адамс".
ПЕРВЫЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ я позаимствовал у Кеттеринга (Kettering) из «Дженерал Моторс», который повесил его на стену в исследовательском корпусе «Дженерал Моторс» в Дейтоне: «Как только мы решим эту проблему, она станет простой».
Очевидное почти всегда просто — так просто, что иногда целое поколение мужчин и женщин смотрит на него и не замечает. Каждый раз, когда идея затейлива, оригинальна или сложна, мы должны предполагать это. Предполагать, что, возможно, она не очевидна.
История науки, искусств и больших открытий в мире бизнеса — это история людей, идущих, спотыкаясь, от простых решений к сложным проблемам. Мудрое высказывание мистера Кеттеринга можно перефразировать так: «Как только мы найдем решение, оно будет очевидным».
* * *
ВТОРОЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ заключен в вопросе: «Близко ли это человеческой натуре?»
Если вы не чувствуете себя уверенным, что ваша идея или план будут поняты — и приняты — вашей матерью, женой, братьями, сестрами и прочими родственниками, соседом по дому, человеком, который работает за соседним столом или на соседнем станке, механиком, ремонтирующем вашу машину, вашим священником, парикмахером, директором продуктового магазина, где делает закупки ваша жена, цветным мальчишкой, чистящим вашу обувь, вашей тетушкой Мэри, вашей секретаршей, вашим соседом в пригородном поезде, отходящем в 5:29, вашими близкими друзьями — если вы чувствуете себя неуютно, объясняя вашу «очевидную» идею этим людям — возможно, она не очевидна.
Эти люди увидят самую сущность идеи, незамутненную профессиональными или техническими знаниями, и свободную от ограничений, которые приходят с опытом. Все вместе они представляют собой человеческую натуру в разрезе, а натура человека выполняет или разрушает любой план, а также аннулирует решение любой проблемы. Это контролирующий фактор в жизни и бизнесе, науке и искусстве.
Идет ли речь о продажах людям товаров, получении их поддержки, ведении их определенным курсом действий или убеждении их в необходимости отказаться от многолетней привычки — если метод, которым вы делаете это, не соответствует человеческой натуре, вы зря потратите время, деньги и усилия, пытаясь достичь своей цели.
Любопытно, что общество очень очевидно в своих реакциях — потому что общественное сознание просто, ясно и бесхитростно.
* * *
ТРЕТИЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ: «Запишите все на бумаге».
Опишите свою идею, проект или план одно— или двусложными словами, как если бы вы объясняли это ребенку.
Можете ли Вы сделать это в двух или трех коротких абзацах так, чтобы текст имел смысл? Если нет, и объяснение получается длинным, сложным и многословным — тогда, скорее всего, идея не очевидна. Потому что, повторюсь, «Как только мы решим эту проблему, она станет простой».
Ни одна идея или план, программа или проект не являются очевидными, если не могут быть поняты и выполнены людьми среднего интеллектуального уровня.
Часто попытка выразить идею или написать план на бумаге автоматически выявит их слабые места или сложности в выполнении. Иногда процесс изложения на бумаге покажет вам, что неправильно в вашем мышлении, и подскажет простое и очевидное решение. Определенно, записать все на бумаге — это быстрый способ увидеть, что у вас есть, или чего у вас нет!
* * *
ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ: «Зажигает ли это умы людей?»
Если после того, как вы рассказали о своей идее, изложили ваше решение проблемы или объяснили ваши план, проект или программу, люди говорят: «Почему же мы не подумали об этом раньше?», вы можете считать себя обнадеженным. Поскольку очевидные идеи очень часто вызывают именно такую реакцию в умах людей.
Во многих отношениях именно с этого момента дело можно считать решенным без дальнейших объяснений или дискуссий. Это просто слишком очевидно для того, чтобы имелась необходимость продолжать рассмотрение вопроса. Однако, даже при такой реакции будет мудро отложить окончательное решение на день или два.
Потому что иногда существуют скрытые изъяны, которые можно обнаружить только наутро, предварительно хорошо выспавшись ночью.
Если идея не «зажигает» умы, если она требует длинных объяснений и многочасовых обсуждений, то она либо неочевидна, либо вы сами еще не продумали все как следует и не сократили до очевидной простоты.
Ментальные «вспышки» можно узнать по тому, что люди говорят, по свету, который начинают излучать их лица, по одобрению, которое появляется в их глазах, когда они улавливают очевидную идею. Это один из безошибочных тестов на очевидность.
* * *
ПЯТЫЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ: «Настало ли время?»
Многие идеи и планы, очевидные сами по себе, совершенно очевидно появляются «несвовременно». Проверка своевременности идеи так же важна, как и проверка самих идеи или плана.
Бывает, что время уже безвозвратно упущено. В таком случае очевидной вещью будет забыть об этой идее. В других случаях может случиться, что время для реализации идеи еще не пришло, тогда вам придется набраться терпения, но не терять бдительности, чтобы не пропустить подходящий момент.
Президент одной из крупнейших компаний по производству резины показал мне однажды свой «Шкаф будущего», где хранилось множество необычных предметов, опередивших свое время, полностью или частично сделанных из резины. Эти вещи были созданы в исследовательских лабораториях компании, но в то время их производство было слишком дорого, чтобы конкурировать с такими же предметами, изготовленными из других материалов. Поэтому они хранились «на полке» до тех пор, пока цена не становилась конкурентоспособной благодаря развитию более дешевых методов производства или повышению цен на продукцию конкурентов (некоторые из вещей из этого шкафа с того времени получили признание и успех на рынке и сегодня считаются вполне обыденными).
Вслед за первым тестом — требованием простоты — тест на своевременность является, возможно, самой важной проверкой очевидности плана или программы.
«Одна из главных добродетелей», — писал Эмерсон (Emerson) в своем «Журнале» (Journal) — «это своевременность. Мой сосед, каретный мастер, все лето делает сани, а всю зиму — легкие блестящие кабриолеты и фаэтоны для июня-августа: таким образом, в первый день открытия нового сезона у него все готово…»
Быть готовым означает быть своевременным, а быть своевременным — очевидное требование.
* * *
Обычно нет необходимости применять к появившейся идее, плану, проекту или программе все пять тестов очевидности. Но прежде чем пропустить какой-то из тестов, будет разумно вспомнить каждый из них и быть совершенно уверенным, что они не относятся к данному случаю. Это разумно, так как очевидно, и это очевидно, так как разумно защитить себя от нашей склонности слишком легко убеждать себя в том, что наши идеи хороши.
* * *
Даже когда мы совершенно уверены, что наша идея очевидна, наши проблемы на этом не заканчивается. Если только это не тот случай, который пройдет четвертый тест («Зажигает ли это умы людей?» ), то нам еще предстоит провести работу по продаже идеи. И продажа может быть немного более сложным делом, поскольку идея совершенно очевидна — для нас. И еще потому, что у нас есть тенденция быть нетерпеливыми с другими людьми, если они не «покупают» нашу идею с готовностью. Как объясняет Роберт Роулз (Robert Rawls) в своей работе «Тайм-аут для умственного пищеварения» («Time Out for Mental Digestion»), мы можем проводить дни, недели или месяцы, развивая нашу идею, и выучить наизусть все «за» и «против». Поэтому мы ожидаем, что другие примут идею немедленно — просто поверив нашему простому и ничем не подкрепленному авторитетному мнению. Но они почти никогда этого не делают. Им нужно время обдумать идею самостоятельно — «переварить» ее в уме — и это их право.
Поэтому нам надлежит объяснять наши идеи ясно и просто, предоставив другим возможность задавать все вопросы, которые они хотят задать.
Если мы мудры, мы будем поощрять их рассматривать нашу идею критически. Если она очевидна, она выдержит их вопросы и критику. Если нет, то это подозрительно. Тогда нам лучше самим еще раз взглянуть на нашу идею свежим и критическим взглядом.
* * *
ЭТИ ПЯТЬ ТЕСТОВ НА ОЧЕВИДНОСТЬ являются только наводящими на размышления. Каждый конкретный руководитель должен разработать свои собственные тесты. Задача заключается в том, чтобы быть уверенными, что мы не разрешаем себе быть уведенными в сторону нашим собственным энтузиазмом в отношении идеи или плана, с легкостью предполагая, что они очевидны. Делать очевидное не так просто, как кажется.
ПЯТЬ ТВОРЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЧЕВИДНОМУ
КУДА и КОГДА мы пойдем, чтобы найти очевидное?
Вот пять экспериментальных вопросов которые, по крайней мере, помогут воображению работать в ключе очевидного:
1.Никогда не обращайте внимание на то, как что-либо делалось раньше, или как другие люди хотят это делать. Как можно сделать это самым простым из всех возможных способов?
Снимите верхний слой всех накопленных идей, методов, технологий и традиций. Если бы семилетний мальчик взялся за решение задачи в первый раз в жизни, как бы он с наибольшей вероятностью поступил, будучи свободным от опыта, накопленного поколениями?
Накопленный опыт сам по себе ценен, но он может также смазать, затормозить и усложнить очевидное. Для упрощения чего бы то ни было нужно простое, свежее, дерзкое и оригинальное мышление. И никогда не забывайте: «Как только мы решим эту проблему, она станет простой».
Есть совершенно механический способ упрощения плана или проекта, или анализа идеи для тестирования ее простоты. Перечислите на листе бумаги все части плана или опишите идею в деталях. Как только вы записываете каждый элемент или условие, применяйте вопрос-тест: «Являются ли этот элемент или условие абсолютно необходимыми?»
Часто вы будете понимать, что необдуманно начали там, где закончили другие до вас. Вы просто поднимаете идеи, накопленные другими людьми. Поскольку большинство идей вырабатываются отложением слоев — как снежный ком — очевидным подходом к упрощению любой идеи будет начать с нуля.
Очевидная техника — отбросить все ненужные части и качества. Углубитесь до самой кости. Спросите себя: а что именно я пытаюсь осуществить и почему?
Одной из больших проблем сегодняшнего дня является то, что существует слишком много общепринятых методов и технологий, слишком много сложного оборудования и инструментов, слишком много обычаев и традиций, которые слишком прочно укоренились.
Мы думаем и строим планы на основе фундамента, находящегося сверху замороженного хранилища накопленных привычек и опыта. И это вместо того, чтобы начать с начала, как если бы каждое утро мы просыпались в новом мире, где ни одна из проблем жизни и бизнеса, науки и искусства никогда еще не находила решения.
Это первый — и наиболее важный — подход к тому, чтобы быть очевидным.
* * *
2. Представьте, что будет, если все перевернуть с ног на голову?
Этот смелый вопрос — лучшее средство помочь мышлению избавиться от предубеждений и быть открытым к новым подходам.
То, что действия совершались или вещи производились одним и тем же образом на протяжении веков, почти наверняка говорит о том, что они созрели для перемен. Возможно, взгляд на них с противоположной стороны откроет совершенно очевидное.
История о том, как Р.Дж.С.Пиготт (R.J.S.Pigott), технический директор компании «Галф Ойл» (Gulf Oil), разработал «очевидное приспособление» для смазки автоматических металлорежущих станков, является примером как раз такого подхода.
Однажды Пиготт наблюдал за за спиральными завитками стружки от куска стали, вращающемся под резцом. Струйка масла лилась на сталь сверху вниз, хотя сам резец находился снизу разрезаемого листа. У Пиготта возникла мысль: «Каким образом масло, поступающее сверху, может хорошо справляться с охлаждением и смазкой инструмента, находящегося снизу разрезаемого материала?»
Он подошел к своей чертежной доске и спроектировал схему, при которой струя высокого давления направляла масло снизу вверх, прямо между режущим краем резца и вращающимся металлом. Новый метод позволил не только ускорить процесс резки металлов, но и значительно увеличил срок службы резца.
Он открыл очевидный метод смазки потому, что начал мыслить от обратного.
Если совершивший техническую революцию реактивный гидросамолет Конвейра «Морская Стрела» ( Convair Sea Dart) оправдает сегодняшние ожидания, это будет потому, что Эрнест Дж. Стаут (Ernest G.Stout) — выдающийся гидро-авиаконструктор конструкторского бюро Конвейра — использовал такую же технику мышления.
История такова, что несмотря на многочисленные преимущества гидропланов и тот факт, что четыре пятых поверхности Земли покрыто водой — заклятым врагом всех самолетов, которым нужна земля для посадки — гидросамолеты были преданы забвению. Всеми, кроме Стаута, молодого человека, которому не исполнилось еще и тридцати, и маленькой группы его коллег — моряков и инженеров с Западного побережья.
Стаут наконец добился успеха в создании самолета с реактивным двигателем, который может взлетать и садиться на воду. В течение почти сорока лет гидропланы представляли собой лодку с крыльями, не очень приспособленную для полета. Стаута посетило озарение: вместо конструирования лодки, которая могла летать, он занялся проектированием самолета, который мог держаться на поверхности воды.
Используя мышление от обратного, он придумал один из самых замечательных самолетов в мире, форма которого напоминала бумажный самолетик-стрелу, который был практически непотопляем. Этот самолет обещает привести к самым потрясающим изменениям в военной стратегии с момента появления атомной бомбы.
«Морская Стрела» — очевидный самолет.
* * *
3. Проголосуют ли за это, и можно ли завербовать активных сторонников среди людей?
Слишком много решений в бизнесе принимается в офисе, а не там, где идет реальная жизнь.
Хорошо известная в Чикаго сеть продуктовых магазинов решила начать продажу в этом городе своей собственной марки кофе. Разумеется, эксперты в области кофе могли бы порекомендовать и правильную смесь сортов кофе, и степень его прожаренности. Но президент компании решил позволить семьям из Чикаго самостоятельно выбрать свой кофе. Поэтому два разных сорта кофе (каждый из них — с разными степенями прожаренности) были упакованы в полуфунтовые баночки без этикеток. Затем несколько тысяч домов в Чикаго получили по две баночки кофе разных сортов, при этом к ним прилагалась карточка с просьбой отметить в ней, какой сорт кофе понравился семье больше после того, как ее члены попробовали их оба.
Таким путем сеть магазинов и нашла «Сокровище Короля — Кофе, который выбирает Чикаго», на котором и остановила свой выбор. Успех продукта был предопределен, потому что потребители выбрали его по своему собственному вкусу.
Очень часто простой тест, проведенный с группой людей, или проведение опроса потенциальных потребителей выявят очевидные предпочтения, или очевидные пути производства, создания или рассказа о чем-то. Поскольку именно люди поддерживают или отвергают то, что мы пытаемся сделать, совершенно очевидно, что перед тем, как зайти слишком далеко, надо сначала сверить наши планы с запросами группы потребителей.
* * *
4. Какая возможность упущена из-за того, что никто не удосужился ее развить?
В штаб-квартире большой страховой компании человек, заработавший приз в 600 долларов за простую идею, листок с описанием которой он опустил в «Ящик Предложений», дал совет своим коллегам: «Ищите то очевидное, о чем пока не побеспокоился никто другой».
В каждом бизнесе или профессии существуют буквально залежи очевидных идей, о которых пока не побеспокоился никто другой». Обычно они так банальны, что их никто не замечает.
В своей вдохновляющей книге Рэй Джайлс (Ray Giles) рассказывает следующую историю для иллюстрации той мысли, что в очевидном заключены огромные возможности:
«Несколько лет назад служащий бакалейного отдела нарезал сыр — огромный круглый Американский сыр. Если вам нужен был всего фунт, продавец поднимал стеклянный колпак и отрезал кусочек сыра, определяя вес на глаз. Пока колпак был снят, сыр был не защищен от пыли и мух. Если торговля шла вяло, сыр мог испортиться до того, как удавалось его полностью продать. Однажды у бакалейщика возникла мысль — очевидная мысль, которая могла прийти на ум кому угодно: «Почему бы расфасовывать сыр в герметичные упаковки?» Этого продавца звали Дж.Л.Крафт (J.L.Kraft), и каждый раз, когда вы едите сыр Крафт, вспомните о том, что простая и очевидная идея может привести к богатству».
Почти все, что мы используем в нашей ежедневной жизни, содержит в себе возможность для усовершенствования — иногда настолько абсолютно очевидную, что нам должно бы быть стыдно за то, что мы ее не увидели.
Бенджамин Франклин, устав от того, что ему нужно все время было иметь при себе две пары очков — одну для чтения и письма, другую — для того, чтобы разглядеть что-то на расстоянии, изобрел бифокальные очки, ставшие благом для всего человечества. Ничто не могло быть более очевидным.
Можно сказать, что для того, чтобы обнаружить очевидное, нам нужно посмотреть бифокальным взглядом на все, что мы делаем, используем и в чем нуждаемся: рассмотрите это с близкого расстояния для того, чтобы увидеть, нельзя ли улучшить какие-то детали, а потом отстраните это от себя и изучите в полном объеме, чтобы увидеть, нет ли какого-то абсолютно другого пути прийти к такому же результату. Пути, который был бы проще, эффективнее и экономичнее.
* * *
5. Каковы особенные потребности в данной ситуации?
Часто ситуация сама по себе диктует свои требования, или предоставляет особенные — но пропущенные — возможности для улучшения.
Дэвид А. Кроуфорд (David A. Croyford), ставший впоследствии президентом корпорации «Пульман», рассказал мне несколько лет назад, как он почувствовал необходимость в изменении пульмановских вагонов так, чтобы они обеспечивали пассажирам большее уединение, чем на нижних полках обычных вагонов, но в то же время были бы более привлекательны для железнодорожников, чем спальные вагоны с их ограниченным малым числом пассажиров. Он дал задание своим разработчикам вагонов, и они создали вагон с одноместными небольшими купе, ставший совершенно новым словом в обеспечении комфорта при путешествиях.
Это можно назвать творческой очевидностью, основанной на ситуации, не удовлетворяющей потребителя.
Братья Хартфорд (Hartford) с их идеей кэш-энд-кэрри, Вулворс (Woolworth) с его оригинальным магазином низких цен, нефтедобывающие компании с чистыми туалетами для рабочих, изобретатель шариковой ручки, избавивший нас от чернил, компания Дюпон с ее немнущимися синтетическими тканями — все они были творчески очевидными. И более того, они видели невысказанные — может быть даже еще неосознанные — нужды общества. Но как только эти пустоты были заполнены, стало ясно, что именно этих новшеств и не хватало все это время.
Мир полон невысказанных и неосознанных нужд, которые ждут мужчину или женщину, которые используют очевидность для разрешения нерешенных проблем повседневной жизни. Они будут щедро вознаграждены!
_________
ОБ АВТОРЕ
Роберт Р. Апдеграфф, 1889-1977
«Очевидный Адамс» был первой из многих опубликованных работ этого автора. Диапазон их очень широк — от статьи в журнале до книг в твердой обложке. Это было его хобби. Как сказал однажды его сын: «Даже в отпуске или в его «свободное время», я никогда не видел папу без папки с зажимом для бумаг, желтой копировальной бумаги и нескольких карандашей в руке, набрасывающем очередную статью или книгу».
Хотя он и писал для удовольствия, иногда анонимно, иногда — под псевдонимами, если не под собственным именем, большинство из написанного им было опубликовано. Помимо журнальных публикаций, он является автором четырех основных книг: «Капитаны в конфликте» (Captains in Conflict), «Всегда ваш для риска» (Yours to Venture), «Все время, которое вам нужно» (All the Time You Need), «Попробуйте отдать себя» (Try Giving Yourself Away). Последняя из них, написанная под псевдонимом Дэвид Данн (David Dunn) сейчас готовится к изданию в издательстве «Апдерграф Пресс».
Боб Апдеграфф, как звали его друзья и клиенты, был бизнес-консультантом, работавшим в течение сорока лет в качестве личного советника с топ-менеджерами таких ведущих компаний как: Aluminum Company of America; American Brake Shoe Company; General Foods Corporation; W.T.Grant Company; John Hancock Mutual Life Insurance Company; Hart, Schaffner & Marx; Jewel Companies, Inc; Kellogg Company; Lever Bros. Company; Shaw-Walker Company and Westinghouse Electric Corporation. Он также вел специальный проект для Reader's Digest, для которого он написал несколько статей под разными псеводонимами.
Он был членом совета директоров Scarsdale National Bank в течение 32 лет, Jewel Companies, Inc. — в течение 25 лет и W.T.Grant Company — в течение 18 лет. Хотя он принципиально ушел на пенсию из всех советов директоров в возрасте семидесяти лет, он поддерживал связь с некоторыми из своих давних клиентов когда ему уже было далеко за восемьдесят. Незадолго до смерти в возрасте 88 лет он все еще писал статьи и наброски к книгам, которые надеялся успеть опубликовать.