Материал подготовлен коммуникационной группой «Орта», частью которой является международное агентство FleishmanHillard Vanguard.
В середине января международная инвестиционная компания BlackRock, Inc. выпустила предупреждение для руководителей по всему миру, которые не спешат принимать решения по вопросам устойчивости. Компания объявила, что удвоит количество биржевых инвестиционных фондов (ETF), ориентированных на устойчивое развитие, до 150. Также, компания думает над сокращением в портфеле фондов компаний, которые получают четверть или более своих доходов от деятельности, наносящей вред экологии.
«Ежегодное послание СЕО BlackRock Inc. Ларри Финка генеральным директорам не только соответствует повестке всемирного экономического форума в Давосе, но и вполне отражает сдвиг в отношении корпораций к проблеме ESG (экологических, социальных и управленческих факторов ведения бизнеса) и климатической ситуации», - Лудо Бейнхэм-Херд, корпоративные и финансовые услуги, FleishmanHillard Fishburn (Лондон).
Управляя инвестиционными деньгами по всему миру на сумму 6,9 трлн. долл., BlackRock, Inc. является крупнейшим игроком в управлении активами, и теперь он собирается использовать свой вес, в том числе активы под управлением, чтобы подтолкнуть компании решиться на работу с проблемами климата и устойчивости.
Новая порода инвесторов-активистов
В течение многих лет советы директоров и корпоративный менеджмент сталкивались с непростой задачей: как реагировать и отражать нападки со стороны акционеров. Сегодня же мы наблюдаем новый вид активности и головной боли: в вопросах охраны окружающей среды, социальной сферы и управления. И что немаловажно – абсолютно все сектора экономики и направления бизнеса должны сесть и обратить внимание на новую парадигму.
В прошлом году группа инвесторов-активистов Arjuna Capital объявила о том, что она ведет переговоры с более, чем 12 крупнейшими технологическими компаниями с предложением внимательнее отнестись к гендерному разрыву в оплате труда. Другой крупный хедж-фонд, специализирующийся на социальной ответственности, JANA Impact Capital объявил о старте кампании по изучению проблем влияния смартфонов на развитие детей, а также о внедрении новых мер родительского контроля на устройствах.
Наряду с моральной ответственностью финансовые отчеты также приводят очень убедительные аргументы в пользу работы над ESG фактором. Они свидетельствуют о том, что социально ответственное инвестирование обеспечивает более высокую прибыль. А компании с более эффективными принципами управления достигают более высокой цены акций и лучшего кредитного рейтинга. Один из владельцев доли акций Omnicom Group, в которую входит FleishmanHillard, недавно отметил в отчете: «Растет зависимость финансовой устойчивости и стоимости публичной компании в долгосрочном периоде от того, как компания работает в поле ESG». В тоже самое время, Марк Карни – пока еще глава Банка Англии – предупреждает о вероятности, что пенсионные фонды могут потерпеть финансовый крах, поскольку рискуют столкнуться с тем, что их активы начнут обесцениваться, если компании не будет предпринимать действий в условиях климатического кризиса.
Изучив мнения экспертов и финансовых аналитиков по этому вопросу, вероятно, что все больше инвестиционных компаний последует примеру BlackRock, Inc. и начнут стараться оказать влияние на членов советов директоров компаний по всему миру.
Действуйте как лидер и создавайте тренды
Наряду с растущим давлением со стороны финансового сообщества растет число движений, как Extinction Rebellion. Кроме того, широко распространенные климатические протесты и растущая обеспокоенность общественности по поводу использования одноразового пластика и безответственной энергии приводят к тому, что экологические действия больше не являются дополнительными инструментами – критически важно для бизнеса не игнорировать эту сферу.
В настоящее время потребители ожидают от бизнеса действий в этом направлении, причем эти действия должны вызывать доверие. В исследовании FleishmanHillard, в котором изучались 20 отраслей, 160 компаний и 1140 занятых в экономике британских потребителей, выявлено, что три из пяти человек (59%) сегодня ожидают, что компании встанут на борьбу с проблемами климата и окружающей среды, по сравнению с 39% в 2018 году.
Аудитория просто требует от компаний большей приверженности, поскольку они являются свидетелями последствий ухудшения состояния окружающей среды и глобального потепления и ожидают реальных действий. Почти половина людей (47%), принявших участие в исследовании FleishmanHillard, сказали, что они хотят больше узнать о том, какие решения для уменьшения воздействия на климат компании предлагают или применяют.
Но как корпорациям выстроить коммуникационную стратегию, когда речь заходит о ESG?
Первое, что необходимо сделать – это изучить внимательно тот круг стейкхолдеров, т.н. заинтересованных сторон, которым важна реализация целей ESG. Это могут быть клиенты, сотрудники, регулирующие органы, политики, акционеры, институциональные инвесторы или члены совета директоров. Все эти стороны имеют общий интерес, но и в равной степени имеют очень разные ожидания относительно того, как, где и зачем они получают сообщения о компании, ее достижениях и пр.
Некоторые корпорации уже предприняли шаг на встречу тренду и в дополнение к годовой отчетности публикуют также еще и отдельный отчет о реализации целей ESG или устойчивого развития. Это только начало. Но такие действия показывают, что уже существует стабильная устойчивой деловая практика, которая выходит далеко за рамки внутренних регламентов и должны быть внедрена во все аспекты деятельности корпораций и отраслей.
Три ключевых шага, которые может предпринять каждая компания:
Чтобы выделиться из толпы, корпорации должны потратить время на ESG аудит. Необходимо оценить, как эти обязательства интегрированы внутри компании, как они подаются во вне, согласуются с брендингом, отражаются в корпоративных коммуникациях и представлены инвесторам. Это необходимо сделать также и для того, чтобы убедиться, что все усилия в направлении ESG легко усваиваются соответствующей аудиторией. Но самое главное: необходимо соблюдать свои обязательства и предпринимать конкретные действия. А генеральный директор (или управляющий) должен стать лидером этого движения и агентом перемен.
На практике это означает, что компании должны стремиться более надежно оценивать свой прогресс в ESG. И использовать эти данные, а также механизм оценки, для построения коммуникации. Важно рассказывать, как измеряется воздействие, реализуются новые программы или политики. И, в конечном итоге, получится выстроить сообщество лояльных стейкхолдеров и аудиторию вокруг ESG программ.