В кризис количество сделок M&A увеличивается в разы. У тех, кто крепко стоит на ногах, появляется соблазн купить слабеющего конкурента. Да, это отличный шанс увеличить масштабы своего бизнеса, несмотря на общее падение рынка. Но к подобным сделкам надо подходить очень осторожно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут избежать типичных ошибок.
Во всем, что связано с юридическими аспектами сделки, ничего сложного нет. Ваши специалисты проанализируют бухгалтерскую отчетность приобретаемой компании, проверят, предъявляются ли к ней исковые требования. Также желательно подписать с текущими акционерами соглашение, в котором они возьмут на себя ответственность по всем возможным обязательствам перед третьими лицами, о которых не было известно ранее. В книжках по M&A это все подробно описано. Я же хочу рассказать о другом. О том, что относится скорее к сфере психологии принятия управленческих решений.
Поймите, как функционирует бизнес, который вы покупаете
Сделки M&A — разные по сложности. Можно покупать салон красоты, а можно — сеть из нескольких десятков торговых точек. От покупателя требуется серьезный уровень знаний, понимание того, как устроена отрасль. А иначе, как вы оцените, насколько сильны бренд и команда приобретаемой компании, будет ли синергетический эффект от объединения бизнеса?
Самое важное – понять тот бизнес, который покупаете. Причем вы должны понимать, как он функционирует отдельно и как будет работать в комплексе с вашей компанией. Вы хотите укрупнить свой бизнес, увеличить долю на рынке, изменить для себя конкурентное поле. И нужно по максимуму застраховать себя от риска, что вы переоценили новый актив именно как бизнес.