Что потребовать от нарушителя деловой репутации?

2016-11-22 10:22:26 1613

Предположим, что все три условия для защиты вашей деловой репутации были соблюдены: сведения носили порочащий характер; сведения были распространены; сведения не соответствовали действительности.

Что же в таком случае потребовать от нарушителя?

1. Опровержение сведений.

Это самое главное и основное требование по защите деловой репутации. Действительно, если не требовать опровержения таких сведений, то в чём будет смысл защиты деловой репутации?

Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения или другим аналогичным способом.

Например, если порочащие сведения были распространены по телевидению, их опровержение должно быть сделано в той же программе и в то же время суток.

2. Опубликование своего ответа.

Это требование предъявляйте, когда сведения распространены в СМИ.

Ответ публикуется наряду с опровержением.

Ответ должен быть опубликован в тех же СМИ, где была размещена недостоверная информация. А если выпуск СМИ, в котором были распространены такие сведения, прекращён, суд вправе обязать нарушителя за свой счёт дать опровержение или оплатить публикацию вашего ответа в другом СМИ.

3. Замена или отзыв документа, содержащего недостоверные сведения.

4. Удаление сведений.

Например, при распространении сведений в Интернете такое требование обычно удовлетворяют.

Так, суд обязал Компанию «ВОЛЬФ ОИЛ КОРПОРЕЙШН Н.В.» удалить со страницы в сети Интернет следующую недостоверную и порочащую информацию: «CHEMPIOIL является поддельной версией международной торговой марки смазочных материалов CHAMPION. В связи с этим любое использование поддельного знака CHEMPIOIL на территории Российской Федерации должно быть немедленно прекращено» (Дело N А40-60346/2015).

5. Изъятие и уничтожение всех материальных носителей, содержащих порочащие сведения.

Это требования удовлетворят, если без уничтожения таких материальных носителей удаление соответствующей информации будет невозможно.

Вы не должны нарушителю выплачивать компенсацию за изъятие и уничтожение таких носителей.

6. Возмещение убытков.

Убытки включают в себя и реальный ущерб, и упущенную выгоду.

При этом вам не могут отказать в удовлетворении этого требования лишь на том основании, что невозможно установить точный размер убытков.

7. Компенсация морального вреда.

Такое требования можно предъявить, если вы выступаете от имени физического лица.

Требовать компенсации морального вреда от имени юридического лица нельзя, поскольку юридическое лицо не может испытывать нравственные и физические страдания.

8. Возмещение репутационного вреда.

Требовать взыскания репутационного вреда могут юридические лица.

По поводу возможности удовлетворения такого требования существуют разные мнения и практика. Одни говорят, что такой вред есть аналог морального вреда, поэтому нельзя удовлетворить подобное требование, другие – что это нечто иное, в связи с чем подлежит удовлетворению.

Вы можете предъявить подобное требование и, возможно, его удовлетворят.

К примеру, в деле о защите деловой репутации ООО «Сибтерм-К» суд удовлетворил требование о возмещении репутационного вреда в размере 30 000 р. Нарушители распространили в газете недостоверную информацию о ненадлежащем исполнении обществом своих обязанностей (Дело №А67-619/2016).

В другом деле, суд за распространение недостоверных сведений о мошенничестве сначала взыскал в пользу компании репутационный вред в размере 50 000 рублей, но впоследствии отменил решение и отказал в удовлетворении данного требования (Дело № А40-184753/15).

Уголовная ответственность.

Нарушителя репутации в некоторых случаях можно привлечь и к уголовной ответственности по такому преступлению как клевета.

Клевета — распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Для привлечения к уголовной ответственности нужно помнить:

  1. Нарушителем может быть только физическое лицо.
  2. Нарушитель должен заведомо знать, что сведения ложные. При этом, именно вы обязаны доказывать заведомое знание нарушителя, а это зачастую очень сложно.

Выбор требований к нарушителю деловой репутации зависит от ваших желаний и обстоятельств нарушения. Варианты могут быть самыми разными.

Читайте также нашу статью «Условия защиты деловой репутации».

ИСТОЧНИК