Поколение Z и Y — заядлые геймеры. Вот как извлечь из этого выгоду

2016-09-23 15:04:21 2614

Часто разговор с топ-менеджерами российских компаний начинается со слов, что молодое поколение совсем не желает работать. Это так, но одновременно совсем не так.

Конечно, найти своего человека – это креативный и непростой процесс. Важно, чтобы человек подошел по ценностям, мировоззрению, имел высокую результативность и еще кучу разных качеств. Поэтому, когда вы нашли своего по духу и ценностям сотрудника, перед вами остается всего одна важная задача – научится вовлекать и мотивировать его на новые подвиги.

Многие собственники, топ-менеджеры крупных компаний и руководители не понимают, как мотивировать сотрудников 22-28 лет. Ответ прост: необходимо найти новые методы управления.

Важно помнить, что все они — геймеры. Z и Y — поколения, выросшие на компьютерных играх. Они привыкли видеть мир как поле вариантов с бесконечными квестами и выгодами.

Создайте для них эту дополненную реальность в работе. И вопрос вовлечения и мотивации исчезнет для вас навсегда.

О том, как это сделать, поговорим в моей статье. Мы будем использовать классические маркетинговые инструменты, потому что, как показывает практический опыт и мой здравый смысл, это работает.

Шаг 1

Для начала определитесь, к какому типу относятся ваши сотрудники. Для «классификации» предлагаю использовать метод Ричарда Бартла. Таблица ниже поможет вам выделить мотиваторы, которые доминируют у ваших сотрудников.

На мой взгляд, это уникальную возможность взглянуть на свою целевую аудиторию с точки зрения ведущего игрового мотива и позволяет найти точки интереса и вовлечения.

4 типа игроков и мотивационные ключи

Вот какая классификация клиентов предложена Бартлом.

Киллер

Исследователь Карьерист

Социофил

Дайте возможность участвовать в конкурсах и получать новые версии продуктов. Публикуйте эти рейтинги и привлекайте их к улучшению продукта.

Как можно больше фактов, отзывов, рецензий авторитетных экспертов и СМИ. Возможность попробовать и потрогать руками. Возможность длительного контакта, возможность присмотреться и самостоятельно выбрать, когда он будет готов. Ну и отличное качество.

Дайте ему возможность копить баллы и зарабатывать скидки от частоты покупок и истории взаимоотношений с вами. Приглашайте к активному продвижению ваших услуг – это отличные агенты или адвокаты бренда.

Создавайте сообщества, привлекайте к генерации контента и организации совместных мероприятий, активно ведите себя в социальных медиа и просто будьте открыты к любым контактам. Они оценят.

Попробуем применить это к нашей ситуации.

  1. Киллеры — любители посоревноваться. Их цель — продемонстрировать свое превосходство именно перед другими игроками. Причем методы могут быть не самыми безобидными: затроллить в комментариях, заминусовать отзыв — это норма. А если и создать что-то — то непременно лучше, чем у других. Типичные представители киллера в жизни: спортсмены или менеджеры по продажам, которые любят посоревноваться.
  2. Карьеристы — коллекционеры достижений. Ачивки, бейджи, баллы, рейтинги — это всё про них. Они соревнуются не с другими пользователями, а с системой, выжимают из нее максимум возможного. Типичные представители карьериста в жизни — это люди с «синдромом отличника», активисты и такие «многорукие многоноги».
  3. Исследователи — дзен-созерцатели. Их не заботят очки, уровни и крутость заработанных ачивок, им просто нравится изучать и анализировать. Вместо того, чтобы спросить на форуме совета, они будут долго сравнивать технические характеристики и шерстить отзывы (обязательно с хорошим рейтингом). Типичный представитель исследователя в жизни: IT-специалист, который задумал выбрать для себя новый компьютер.
  4. Социофилы — любители общения. Оставляют отзывы о товаре, даже если его не покупали, лайкают, расшаривают, вступают в соцмедиа-сообщества. Типичные представители социофилов в жизни: PR-специалисты, создатели сообществ, просто все те, кто любит поговорить.

Шаг 2

Подберите адекватный бенч (пример для подражания).

После того, как вы разобрались, что мотивирует ваши молодые кадры, найдите самый подходящий из существующих на рынке пример для подражания — из книг, фильмов, игр, — который может послужить основой вашего сюжета.

Что делать?
  1. Изучите все фильмы, книги, видеоигры, которые рассчитаны на вашу целевую аудиторию. Посвятите свое время серфингу в интернете.
  2. Создайте таблицу, в которой будете отмечать лучшие бенчи, соответствующие вашей задаче и целевой аудитории.
  3. Заведите хранилище данных. Я делаю это в Evernote: тут легко тегировать, достаточно легкий поиск, а также можно подключать несколько людей к одному аккаунту. Складывайте в ваше хранилище все ссылки и все материалы, которые обнаружите в процессе поиска информации. Они могут пригодиться вам на этапе детальной проработки мотивационной программы.
  4. Выберете 3-4 концепции для тестирования на целевой аудитории.
  5. Соберите обратную связь у ваших сотрудников путем простого голосования и выберите итоговый вариант.

Есть несколько повторяющихся игровых концепций внутри соревновательного механизма, которые чаще всего встречаются и также беспроигрышно работают:

  • Гонки. На велосипедах, автомобилях, верблюдах — неважно, на чем, основной параметр – это скорость движения по треку от точки А к точке Б. Задача — добраться до него максимально быстро с максимально возможным количеством баллов.
  • Путешествия или освоения новых территорий. Соревнования в контексте открытия новых земель и освоения неизведанных территорий. Один из успешных примеров — опыт Гульмиры Пушкаревой, история есть в интернете — базировался на поисках золота Эльдорадо и морской регате. Внутри этого сценария можно встретить поиск сокровищ или любого рода квесты.
  • Битва не на жизнь, а на смерть — любого рода. Межгалактические войны, джедаи, «Варкрафт» или то, что вам больше по вкусу. Я даже не буду говорить, какое количество известных компаний в своем игровом сеттинге использовало мотивы «Звездных войн»…

Совершенно точно можно сказать, что если вы возьмете за основу один из трех ключевых сценариев и найдете конкретный бенч (книгу, фильм, мультик, игру), то совершенно бесплатно, силами собственной команды за пару рабочих дней перепишите правила под свой бизнес-процесс. И вас неминуемо будет ждать успех.

Моим первым успешным опытом геймифкации был перенос правил «Формулы-1» на поведение участников в тренинге. Я сделала это сама за два часа. Без теоретической подготовки, ничего не зная о геймификации, просто руководствуясь здравым смыслом.

Шаг 3

Проработайте мотивационную программу и запустите ее в массы.

Когда вы понимаете, к какому типу относятся ваши сотрудники и что ими движет, а также у вас есть отобранный игровой бенч, можно переходить к разработке мотивационной программы.

Это будет достаточно легко.

Что делать?

  1. Определите ключевой результат в изменившемся поведении ваших сотрудников (они перестали опаздывать или стали проявлять инициативу).
  2. Проработайте призовой фонд: бонусы, льготы, материальные призы, все, что способно послужить стимулом для начала изменений.
  3. Перенесите игровые правила из бенча на текущий бизнес-процесс и придумайте ключевую идею игровой мотивации. Например, каждый вовремя пришедший сотрудник получает 10 пряников, которые на корпоративном портале может обменять на покупку отгула в любой день недели.
  4. Соберите сотрудников и объявите о запуске мотивационной программы.
  5. Создайте в общедоступном месте возможность видеть рейтинги.
  6. Поддерживайте установленные правила.

Процесс требует настройки и вдумчивого изучения механик работы. На результативность влияют множество параметров, которые стоит учитывать при внедрении. Классическое заблуждение: придумаем классную концепцию, и все заработает само собой. Другие ошибки я описала в своем блоге.

Учтите и тот момент, что если за опоздание каждый теряет по прянику, то даже руководитель не должен быть исключением из этих правил. Будьте жестки в том, чтобы четко держать рамку «игры», иначе все рассыплется.

Удачи на дорогах и хороших запусков!