Открытые вопросы служат для достижения самых разнообразных целей, однако в большинстве случаев важен не объем полученной обратной связи, а ее качество. Независимо от того, какой именно ответ вы хотите получить от респондентов – аналитический, креативный или спонтанный – главная задача, которую приходится решать, – как побудить людей думать и думать в нужном вам направлении.
Обычный респондент, отвечая на типичный открытый вопрос, тратит 15 секунд, и вы получаете в среднем пять слов. Пяти слов может оказаться вполне достаточно, если они представляют собой осмысленную обратную связь, но зачастую это просто однообразные и малозначительные фразы – настоящий кошмар, если попытаться их проанализировать. Если попросить участников опроса посмотреть рекламу и написать, что они о ней думают, наиболее частым ответом будет: «Нормально». Вторым и третьим по популярности станут: «Мне понравилось» и «Мне не понравилось», четвертым – «Я не знаю». Такие ответы, безусловно, не представляют большой ценности, и с тем же успехом вы могли бы задать простой вопрос, требующий ответа «да» или «нет»: «Вам понравилось?».
Данное руководство подскажет вам, как составлять открытые вопросы, обеспечивающие более эффективный результат, для улучшения качества получаемой обратной связи и побуждения респондентов:
- Более тщательно обдумывать свои ответы
- Отвечать более креативно
- Больше анализировать
- Отвечать по существу
- Мыслить более свободно