Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты

2013-11-05 17:51:36 2114

Рецензия на книгу Джима Конкрума
«Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты»

Автор: Кирилл Журкин, исполнительный директор агентства интернет-маркетинга Matik

Редкую книгу я читал с такой горючей смесью раздражения и доброжелательного внимания, попутно делая заметки в тетради. Возможно, причина в том, что я, руководитель агентства интернет-маркетинга с 13-летним стажем, не полностью соответствую профилю целевой аудитории мистера Конкрума. А ведь, казалось бы, книга про маркетинг в интернете…

Начну с самого главного: Конкрум – успешный манимейкер из США. Не директор магазина, не хозяин фабрики, не менеджер по маркетингу строительной фирмы. Возможно, манимейкинг – серьезный и уважаемый бизнес в Америке. У нас «инфобизнес» в Сети или торговля через eBay – как правило, удел юных покорителей интернета. В свитере в елочку или плохом костюме с неудачно завязанным галстуком они важно вещают со своих видеороликов о том, как зарабатывают 2-3-5 тысяч долларов в месяц (если вы им верите) на продаже семинаров и тренингов.

Манимейкинг, наверное, неплохая школа интернет-бизнеса. Для тех, кто идет по этому пути, книга Конкрума – кладезь знаний. Настоящая настольная книга. Горячо рекомендую и жму руку.

Не забудьте лишь, читая сей труд, держать в уме внутреннего редактора и заменять Google на Яндекс, Facebook на Вконтакте, а возможные суммы заработка делить на 10 или больше. Тогда все будет отлично.

Однако книга может попасть в нецелевые руки, например того же менеджера или директора стройфирмы не из Америки, которые клюнут на слово «бесплатные». В этом случае я даже не знаю, что сказать. Человек либо поверит во все, что здесь написано, и набьет шишек. Либо разочаруется в интернет-маркетинге вовсе, поставив на нем печать «ахинеи» не для наших краев.

Приведу несколько цитат, которые говорят сами за себя:

Цитата: «Не потратив ни цента на маркетинг и рекламу, мы с партнером основали один из моих клиентских сайтов…»

Мой комментарий: Без маркетинга нельзя создать сайт. Маркетинг выявляет ЦА сайта, оптимальную структуру и содержание, подсказывает правила юзабилити, напоминает о правилах SEO, без соблюдения которых сайт не может работать в полную силу. Чтобы создать продающий сайт, нужно оплатить труд профессиональных дизайнеров и маркетологов, даже если они работают внутри компании. На Земле нет ничего стоящего, за что не нужно потратить хотя бы цент в денежном или временном выражении.

Цитата: «В наше время самые эффективные из возможных стратегий – бесплатные или почти бесплатные…»

Мой комментарий: Хотелось бы увидеть пример бесплатного или почти бесплатного веб-дизайна для бизнеса. Я не имею ввиду создание одностраничных веб-сайтов для манимейкеров, о которых говорится в книге. Я говорю о корпоративном сайте, интернет-магазине, онлайн-сервисе.
Да и что такое «почти бесплатные». Конкрум приводит в пример аукцион на eBay, для проведения которого он потратил несколько сотен долларов. Несколько – это 300, 400, 500? Для малого бизнеса в России это тоже деньги.
Кстати, Конкрум на одной странице обмолвился, что на него работает внешний call-centre. Выходит, что деньги на маркетинг идут, и немалые.

Цитата: «Сегодня маркетинг не стоит денег: скажем спасибо интернету».

Мой комментарий: Попробуйте без денег нанять на работу хотя бы посредственного специалиста по SEO, контекстной рекламе или PR. Или всем должен заниматься лично владелец фирмы? Так он потеряет больше, чем заработает.

Цитата: «Чем более узкая у вас специализация, тем лучше».

Мой комментарий: Не в России.

Наконец, мне категорически не нравится, что Конкрум приравнивает SEO к попыткам обмануть Google, который настолько умен, что вычисляет все подобные манипуляции. Извините, но это просто чушь. SEO – это оптимизация сайтов с учетом требований поисковых систем. Уже давно ни одно серьезное агентство в России, я не говорю про Запад, не пытается «обмануть» поисковики. Автор демонстрирует полное незнание SEO.

Наконец, книга содержит несколько совершенно нереализуемых и губительных идей для реального бизнеса. Например, «возвращать клиенту все деньги по первому его требованию, независимо от того, насколько оно обдумано и логично».

Вы можете подумать, что книга мне совершенно не понравилась. Проблема не в книге, а во мне. Я не манимейкер, я не начинающий маркетолог, и я не живу в США. Если вы подпадаете хотя бы под одну из этих категорий, советую приобрести книгу и держать ее на самом видном месте.