Вот уже четвертый копирайтер написал для вас текст, а вы по-прежнему недовольны результатом?.. Что-то явно неладно в вашем королевстве. Копирайтеры, работу которых вы забраковали, конечно же, считают, что дело в вас и — можем поспорить — жалуются коллегам, что вы сами не знаете, чего хотите.
Но ведь это наглая ложь! Все с точностью до наоборот — вы-то как раз отлично представляете, какой должна быть ваша реклама и какие чувства должны вызывать тексты на вашем сайте! А вот этим горе-райтерам почему-то никак не удается уловить пару нюансов.
Конечно, будь вы из копирайтерской братии, то справились бы и без посторонней помощи, но ведь жизнь сложилась иначе и у вас совсем другая профессия. Жонглировать же словами — это обязанность других людей, вот пусть и занимаются своим делом.
Хорошо. Допустим. Но признайте: такое стабильное несовпадение взглядов явно говорит, что между вами — заказчиком и исполнителем — есть непонимание. И эту проблему надо решать, если вы желаете разместить на сайте текст, мало-мальски приближенный к идеалу.
А потому предлагаем несколько советов — как оптимально взаимодействовать с копирайтером, вне зависимости от того, где вы его нашли: в реале — на бирже труда или в онлайне — на одной из бирж копирайтинга («Текстброкер», Etxt, Advego и т. п.).
1. Хотите получить хороший текст — постарайтесь найти серьезного специалиста: с интересным портфолио, солидным опытом работы, с отзывами и рекомендациями. Если вы визуал и привыкли оценивать человека при непосредственном общении (и если у вас есть его контактные данные) — договоритесь о личной встрече или созвонитесь по скайпу.
2. Даже если вы вышли на этого человека по рекомендации знакомых — при общении с ним доверяйте не чужим хвалебным отзывам, а собственным чувствам, ведь интуиция — самый надежный детектор лжи. К тому же если копирайтер понравился вашему знакомому, еще не факт, что он так же придется по душе вам — все-таки на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.
3. Перед тем как задать копирайтеру задачку, составьте хотя бы приблизительное техническое задание (ТЗ) — список условий, которые надо соблюдать при написании текста. Сделайте это, даже если вы предпочитаете объяснять свои пожелания не в письменной форме, а устно, при непосредственном общении.
Вы хотите, чтобы тест оставлял сугубо положительное впечатление? Чтобы в нем было сказано о продукции, поставщиках, клиентах, преимуществах компании и именно в такой последовательности? Чтобы там 30 раз употреблялся союз «а» и не было частицы «не»? Пропишите все это в ТЗ.
Если по каким-то причинам составлять его вы все же не желаете — набросайте эти требования к тексту хотя бы тезисно, чтобы при общении с копирайтером ничего не упустить.
4. Если у вас есть пример текста, на который вы хотите равняться, — покажите его копирайтеру. Образец сориентирует его, в какой стилистике творить, и даст представление о ваших предпочтениях, о которых вы, возможно, упомянуть просто забыли. В любом случае пример — это хорошая вещь, пренебрегать которой не стоит.
Иногда есть резон пойти от противного — показать, как НЕ надо писать: продемонстрировать копирайтеру неудачные с вашей точки зрения материалы и при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, чем они вам не по душе.
5. Практика показывает, что часто под одним и тем же термином заказчик и копирайтер понимают совершенно разные вещи. Допустим, вы договариваетесь, что копирайтер напишет вам продающий текст, и четко указываете: о чем в нем сказать, какие выгоды высветить, на какую аудиторию он рассчитан.
В результате вы получаете стандартный продажник, каких в Интернете миллионы. А ведь вам так хотелось, чтобы он бередил душу, вызывал ностальгию и вообще был максимально лирическим, приправленным лишь толикой прагматики…
Так вот именно об этом и нужно было говорить в первую очередь! А еще лучше — подобрать примеры текстов, рекламок, фрагментов видео, порождающих именно такую атмосферу — и тыкнуть в них копирайтеру носом: мол, мне нужно то же самое, но только на словах!
6. Не отказывайтесь отвечать на вопросы копирайтера, даже если очень заняты: он спрашивает не из досужего любопытства, а пытается прояснить для себя непонятности. Будьте терпеливы и помогите ему «въехать» в тему — это непременно окупится.
7. Если вы планируете сотрудничать с этим человеком в дальнейшем, никогда сами не правьте непонравившиеся места в его тексте — но всегда пишите свои замечания по этому поводу.
Конечно, поменять пару слов в предложении гораздо легче, чем долго объяснять в примечании, почему вы хотите, чтобы копирайтер над ними поработал. Однако каждое ваше замечание приближает копирайтера к понимаю ваших потребностей. А вот соглашательство со всем, что он сделает, не несет для него полезной информации: только ту, что текст вас удовлетворил. И это приведет к повторению той же ошибки в новом материале.
8. Изначально устанавливайте рамки, в которых вы собираетесь работать: и ценовые (стоимость написания текста), и временные (сроки исполнения), и касающиеся объема материала (количество знаков с пробелами или без них). Кроме того, обсуждайте все возможные детали взаимодействия: технологию доработок, их количество и масштабность, способ оплаты и т. д. — это поможет избежать взаимных обвинений и предупредит возникновение споров.