Всем привет, это Adlook!
До конца 2024 года Google отключит сторонние куки-файлы. Согласно данным Яндекс.Радара, браузером Google Chrome пользуется 40% пользователей в России, и это решение сильно повлияет на бизнес. Обычные пользователи смогут вздохнуть с облегчением, так как уровень конфиденциальности повысится, однако рекламодателям и маркетологам первое время будет непросто. Давайте разберёмся, зачем нужны сторонние куки, почему от них отказываются и какие есть альтернативы.
Cookie-файлы используются на веб-сайтах для различных целей. В зависимости от их происхождения можно выделить две большие группы: first-party и third-party cookies. Рассмотрим их чуть подробнее:
Итак, сторонние куки позволяют анализировать поведение пользователей и персонализировать рекламу. Чем больше информации будет о конкретном пользователе, тем точнее рекламная сеть сможет подобрать рекламный креатив для показа. И если для бизнеса это хорошо, то для пользователей ситуация иная:
В 2019 году Mozilla Firefox впервые ввела полную блокировку сторонних кук по умолчанию. Apple Safari последовала этому примеру в 2020 году. В том же году Яндекс.Браузер добавил функцию, которая позволяет ограничить использование сторонних куки. Google, с браузером Chrome, который используют ~65% пользователей интернета, до последнего откладывал решение и планирует постепенно отказаться от third-party cookies только к концу 2024 года.
Решение Google может привести к окончательной смерти 3rd party cookies. Или всё таки нет? Давайте разбираться.
Эти куки отключены не будут: они обеспечивают стабильную работу сайтов и не передают данные дальше. Использовать их для рекламы — перспективное решение. Когда 3rd party cookies обезличены или заблокированы, 1st party cookies остаются активными и работают с конкретным пользователем.
Другое преимущество — данные передаются добровольно. Владелец сайта хранит и использует их самостоятельно. Это способствует прозрачным отношениям с клиентами и увеличивает уровень доверия к компании. На основании первичных кук можно построить эффективную маркетинговую стратегию.
О «песочнице» конфиденциальности мы уже писали. Это конгломерат технологий, главная из которых FLoC. Privacy Sandbox делит пользователей на «когорты» с общими интересами, для которых и персонализирует рекламу. Персональные данные используются, но по ним не выйти на конкретного пользователя. «Песочница» эффективно идентифицирует, актуализирует рекламу и противостоит мошенничеству.
Технологию предложили в 2019, анонсировали в 2022, а внедрять начали в 2023. Окончательно развернуться «песочница» сможет лишь в 2025: по слухам, инструмент нуждается в доработке. Отказаться от сторонних куки Google планирует к концу 2024, но издание Adpass уверяет, что в заявленные сроки компания не уложится. Процедуру могут отложить до 2025.
Unified ID 2.0 мы тоже рассматривали раньше. Технология использует другой принцип. Каждому пользователю присваивается уникальный идентификатор. Процедура добровольная, на неё требуется разрешение пользователя, а отозвать идентификатор можно в любой момент.
Преимуществ Unified ID 2.0 много:
Unified ID 2.0 уже распространяется по Интернету. Первой крупной компанией, поддержавшей инициативу, по данным Business Insider стала Publicis Groupe. О будущей поддержке объявили AT&T Xandr, LiveRamp и Nielsen.
По данным Яндекс.Радара 30,5% пользователей пользуется Яндекс.Браузером.
Для них актуально фирменное решение от Яндекса — Крипта. Для него каждый пользователь — набор идентификаторов, которые основаны на его интересах, социальных, возрастных, финансовых и прочих группах. Идентификаторы регулярно обновляются, ведь социальный статус может измениться резко.
Крипта персонализирует рекламу для всех пользователей с подходящими идентификаторами. Так как каждый человек представлен набором идентификаторов, это обеспечивает хороший уровень анонимности. При использовании сторонних кук личность пользователя легко установить, а набор идентификаторов помогает сохранять конфиденциальность. Это выгодно и рекламодателям, так как реклама показывается только целевой аудитории. Технология используется по умолчанию в экосистеме Яндекса.
Детище Apple используют владельцы мобильных приложений, которым нужна атрибуция для iOS-устройств. Идентификатор есть и у рекламной сети, и у конечного пользователя. Система позволяет отслеживать конверсию с помощью постбэков. Это битовые сигналы, приписанные к определённым действиям – таким как покупки или иная активность в приложении. Алгоритм передачи позволяет сохранить конфиденциальность пользователя и вместе с тем достаточно детально контролировать результаты рекламной кампании. Контент для трансляции подбирается в соответствии с интересами пользователя. Генератор случайных чисел выбирает рекламное объявление из пула подходящих объявлений, а встроенный алгоритм позволяет избежать слишком частого повторения одной и той же рекламы для отдельно взятого пользователя.
Есть и другие плюсы.
Интернет станет безопаснее для рядового пользователя, но при этом могут возникнуть проблемы, которые придется решать. Главная — низкая релевантность рекламы: садоводу из Екатеринбурга объявление о кафе в Москве не нужно. Без пользовательских данных поисковая выдача работает хуже, а сайты грузятся дольше. Данные необходимы, однако важен баланс между персонализацией и безопасностью.
Перспективы для бизнеса пока туманны: непонятно, насколько эффективны новые инструменты и повысится ли в конечном итоге уровень конфиденциальности. Отказ от 3rd party cookies сильно ударит по кошелькам. Денис Рубежанский из «Кванта» полагает, что отключение сторонних куки снизит выручку паблишеров на 30-50%. Причины следующие:
Если резюмировать, недостатков у сторонних куки много, и отказ от них оправдан. Активно разрабатываются альтернативные технологии, многие из которых уже готовы или внедряются. Со временем всё придёт в норму. Полный отказ от сторонних кук хоть и вызовет временные трудности, но в перспективе только поможет развитию отрасли.
Решение Adlook строится на самых продвинутых технологиях программатик. Настраиваемые алгоритмы позволяют управлять показом рекламы и попадать точно в цель. Так рекламодатели получают показы только для пользователей из целевой аудитории, а паблишеры зарабатывают максимум на монетизации сайта. За каждый показ соперничают сотни или даже тысячи рекламодателей, а побеждает и размещает креатив тот, кто предложит максимальную ставку.
Как вы думаете, станет ли интернет более приватным или отказ от куки — лишь видимость заботы о пользователях? Напишите об этом в комментариях.
Это был Adlook, на связи!