Привет, на связи Adlook!
По прогнозам экспертов, к 2025 году мировой рынок виртуальной реальности достигнет 22 млрд долларов, тогда как в 2022 году он оценивался «всего» в 12 млрд долларов — рост составит более 83%. Технологии AR и VR находят применение в здравоохранении, образовании, игровой индустрии и промышленности. Сегодня мы обсудим виртуальную и дополненную реальность с иной стороны — речь пойдет о потенциале использования VR и AR для продвижения бизнеса. Мы расскажем о том, чем отличаются эти технологии, обозначим тренды и оценим перспективы, а также рассмотрим кейсы успешного внедрения VR и AR в маркетинговые стратегии российских и зарубежных компаний, таких как Amazon, Lamoda, Dyson и IKEA.
VR, Virtual Reality (в переводе – виртуальная реальность) – это мир, созданный компьютером. В него можно погрузиться с помощью специальных устройств – шлемов, перчаток, наушников – но только в той мере, в которой это позволяют сделать современные технологии. VR позволяет получить новые эмоции от привычных увлечений, либо испытать нечто совершенно новое. Например, вы можете отправиться в виртуальный поход, исследовать фантастические миры или почувствовать себя персонажем компьютерной игры.
AR, Augmented Reality (в переводе – дополненная реальность)работает немного иначе. Она отличается от VR тем, что буквально накладывает на окружающий мир новые элементы и слои. Так, например, с помощью смартфона или очков AR можно по-новому взглянуть на привычные объекты – увидеть, как новая мебель будет смотреться в вашей комнате, или получить всю информацию о достопримечательности, просто наведя на нее камеру телефона.
Обе технологии уже давно стали привычными для массового пользователя. Практически в каждом торгово-развлекательном центре вы найдете как минимум один аппарат для погружения в виртуальную реальность, а в Play Market и App Store есть множество приложений с поддержкой функции AR. Сегодня VR- и AR-гарнитуры – это такие же привычные вещи, как, например, домашние ПК, игровые приставки, смартфоны или роботы-пылесосы.
С развитием этих технологий рекламодатели и маркетологи не могли пройти мимо. VR и AR предоставляют новые возможности для привлечения аудитории с более глубоким уровнем вовлечения в продукт. Однако здесь возникают несколько спорных вопросов:
Давайте разберемся во всем подробнее и ответим на эти вопросы.
Внедрение VR и AR в маркетинг расширяет возможности для брендов. Захватывающие презентации с виртуальными 3D-спикерами, возможность «пощупать» и рассмотреть в деталях одежду в примерочной, созданной компьютером прямо у вас дома, – лишь одни из удачных примеров.
Благодаря виртуальной и дополненной реальности укрепляется связь между бизнесом и целевой аудиторией. Бренды вовлекают людей в искусственно созданные миры, где каждый может приблизиться к их ценностям.
Почему же бренды выбирают VR и AR для маркетинга? Вот несколько причин:
Использование VR и AR позволяет брендам отстроиться от конкурентов, предложить что-то уникальное и инновационное. При этом обе технологии усиливают эмоциональную связь между брендом и аудиторией.
Если в 2017–2018 годах VR была исключительным новшеством, то уже к 2020 шумиха вокруг темы поутихла. Людей не устраивала низкая производительность устройств, а качество контента было недостаточным. Путающиеся и мешающие шнуры, громоздкие шлемы – все это быстро охладило интерес массового пользователя.
Сегодня используются доступные очки, другое оборудование и технологические подходы, улучшающие автономность, эргономичность и легкость взаимодействия с устройствами. Из этого вытекает один из актуальных трендов VR в маркетинге – упрощение и повышение качества пользовательского опыта. Виртуальные миры становятся более интересными, неповторимыми и вовлекающими в продукт.
Если говорить об AR, то следует выделить следующие тренды:
Еще один тренд – объединение VR и AR. Пионер здесь – Apple, речь идет о гарнитуре Vision Pro. Она может полностью скрывать реальный мир или дополнять его. С Vision Pro можно играть в игры, смотреть фильмы, запускать Microsoft 365 и другие программы.
Это новое слово в VR и AR, которое пользователи называют смешанной реальностью (Mixed Reality, MX). Опыт Apple будет полезен для многих российских и зарубежных брендов. Онлайн-кинотеатр «Кинопоиск», например, уже запустил специальное приложение для Vision Pro.
На примере успешно реализованных VR- и AR-проектов рассмотрим некоторые кейсы.
В первую очередь отметим Room Decorator от Amazon. С его помощью можно посмотреть, как тот или иной товар от Amazon будет смотреться в интерьере. Приложение переносит виртуальную модель прямо в комнату с соблюдением пропорций, цвета и текстуры.
Покупатели, использующие сервис, чаще покупают мебель на Amazon и реже возвращают уже приобретенные товары. Всё благодаря тому, что приложение уменьшает риск несоответствия ожиданиям: согласитесь, заранее «примерив» кресло или прикроватный столик гораздо проще принять решение о покупке. Не нужно бегать по комнате с рулеткой и прикидывать «на глаз» как будет выглядеть в интерьере тот или иной предмет.
IKEA Place – аналог приложения Room Decorator. Благодаря IKEA Place пользователь может совершить то же действие, что и в случае с «Декоратором». Удобно, просто и функционально. Не нужно ехать в ближайший магазин и гадать, впишется ли мебель в интерьер.
Snapchat разработал функцию под названием Landmarkers, которая позволяет пользователям изменять реальность вокруг себя с помощью набора фильтров. Эти фильтры могут преобразовывать здания на городских улицах и добавлять новые объекты, создавая уникальные и впечатляющие эффекты. Вот интересное видео, которое поможет понять, о чем речь.
*YouTube нарушает закон РФ (РКН)
Есть и другие примеры, непосредственно связанные с маркетингом.
На время рекламной кампании недалеко от небоскреба Burj Khalifa была размещена гигантская коробка, в которой находилась виртуальная кукла. Barbie можно было оживить при наведении камеры смартфона. В результате кукла «выходила» из коробки в культовом купальнике. Посмотрите, как это выглядело. Клип был снят на iPhone командой Eye Studio из ОАЭ.
Это выдающийся пример использования AR для достижения маркетинговых целей. Сведений о расходах и об окупаемости решения найти не удалось. Дело в том, что Warner Bros. Entertainment отрицает связь куклы с собственными маркетинговыми стратегиями. Однако трюк, скорее всего, повлиял на кассовые сборы: видео с VR Барби быстро стали вирусными и набрали миллионы просмотров в социальных сетях и мессенджерах.
Бренд в 2021 году создал VR-среду. В ней каждый пользователь мог познакомиться с тем, как работают продукты компании: плойки, пылесосы и другая техника. Это хороший пример того, как виртуальная реальность способствует продвижению.
Интересно, что директор по электронной коммерции Dyson рассказал о планах внедрить в Demo VR полноценные решения, которые помогут пользователям как тестировать продукцию, так и общаться с продавцами.
Вот видео, которое наглядно показывает, о чем речь.
В 2022 году бренд запустил уникальную VR-платформу, в которой пользователи могут тестировать автомобили. Проверка машины на интуитивность в управлении, оценка базовых функций – вот что получили потенциальные покупатели. Не нужно идти в офис продаж и договариваться о тест-драйве. Достаточно надеть VR-очки и подключиться к платформе.
Официальные представители компании впоследствии неоднократно отмечали, что внедренное решение позволило им сэкономить кучу времени и денег на презентациях автомобилей.
Благодаря реализованным решениям клиенты бренда получили возможность оценить новую линейку продукции, которая была разработана компанией для любителей активного отдыха в горах.
Стоит отметить, что в виртуальный поход успели сходить 500 тысяч человек. Почти 75% впоследствии приняли решение о приобретении фирменной продукции Merrell – одежды и обуви для активного отдыха.
В примерочной покупатели могут выбирать размер одежды, модель и не только. Но есть объективный минус. Пока все выглядит как банальная попытка «нацепить» на свою фотографию PNG-файл с изображением одежды. Преобладает элемент геймификации, мало влияющий на принятие решения о покупке.
Знание кейсов помогает эффективнее внедрять расширенную и виртуальную реальность в маркетинговые стратегии бизнеса. Перенимать опыт других компаний полезно, однако важно адаптировать его под свои конкретные задачи и особенности рынка.
Практика брендов позволяет утверждать, что разработка VR- и AR-контента для достижения маркетинговых целей – трудоемкий процесс. А покупка технологических решений обходится дорого.
Чтобы не потратить деньги и время зря, нужно:
Бизнес, внедривший виртуальную и дополненную реальность в продвижение, уже давно на несколько шагов опережает конкурентов. Поэтому в случае, если вы еще не используете рассмотренные инструменты, стоит задуматься.
VR- и AR-технологии переворачивают привычные представления о digital-маркетинге. Они предлагают бизнесу все больше инструментов для взаимодействия с целевой аудиторией. Но решение о внедрении должно быть обдуманным и основанным на результатах предварительной аналитической работы.
Для тех, кто больше доверяет традиционным методам рекламы — медийной и видеорекламе на сайтах — мы предлагаем сотрудничество. Adlook — одна из крупнейших рекламных сетей для монетизации RU-трафика. Мы помогаем паблишерам зарабатывать на монетизации, а рекламодателям и компаниям — находить свою целевую аудиторию, благодаря технологиям programmatic. Работаем с 29 DSP, в том числе с Яндексом, а среди наших партнеров паблишеры, владельцы более чем 1700 веб-сайтов (по данным на май 2024 года). Присоединяйтесь и вы, давайте расти в доходе вместе :)
Это был Adlook! На связи :)