Опросы «Анкетолога» показывают, что 92% россиян хотели бы видеть в рекламе маскотов, а не настоящих актеров. Об этом говорят не только дети и молодежь: взрослая целевая аудитория тоже положительно относится к вымышленным персонажам всех видов. А опытные компании с успехом этим пользуются и фиксируют положительные результаты: исследование System1 Group показывает, что реклама с участием талисманов с большой вероятностью на 37% увеличит долю бренда на рынке и принесет на 30% больше прибыли.
Важный нюанс: чем больше людей познакомятся с маскотом, тем лучше это для компании, тем быстрее информация о персонаже распространится среди ЦА, и затраты на рекламу окупятся. Именно поэтому фирменных героев так часто можно увидеть в OOH и Indoor.
Чтобы заметить эффект от рекламной кампании, одного баннера возле магазина будет мало. Поэтому малый и тем более микробизнес редко обращается к маскотам — затраты просто не оправдывают себя. Придумать нового персонажа, который обратит на себя внимание прохожих — это не то же самое, что разместить на билборде несколько стандартных рекламных фраз с логотипом. Следует сразу метить на долгосрочные перспективы.
Фирменные персонажи не всегда подходят сегменту B2B. Есть бизнесы, где это неуместно по морально-этическим нормам (например, в сфере ритуальных услуг).
Но есть широкий пласт компаний, для которых фирменный персонаж станет настоящей находкой:
● Бренды товаров для детей и подростков. Целевая аудитория любит веселых, энергичных, красочных персонажей. Чаще всего дети запоминают именно образы, а далеко не сами товары или названия компаний. Яркий пример — корпорация Disney со своим Микки Маусом.
● Фирмы со сложным продуктом. Это банковские, страховые услуги, высокотехнологичные товары и т. д. Здесь персонажи призваны объяснить клиенту, почему продукт бренда полезен, и как во всем этом разобраться. Примеры — СберКот и геккон Geico (крупная американская страховая компания).
● Компании из высококонкурентного сегмента B2C. Иногда только благодаря маскотам можно выделиться из армии конкурирующих фирм. Речь идет о брендах продуктов питания, бытовой химии, одежды, кофеен, ресторанов и т. д. Вспомните, каких героев вы видите, когда идете в торговый центр — Кот Матроскин, Приправыч, Полковник Сандерс, Мистер Проппер и т. д.
● Организаторы крупных мероприятий. У Олимпиады, Чемпионата Мира по футболу и других крупных спортивных мероприятий (и не только) всегда есть узнаваемый символ. Уже никто не вспомнит, кто занял призовые места на Олимпиаде-80, но мишку, летящего ввысь, знают даже те, кто родился гораздо позже события.
Вместо вывода: в 2021 году маркетологи выяснили, что 57% покупателей не смогли безошибочно определить рекламируемый бренд, в котором нет символов. Это означает, что неправильно атрибутированные объявления потенциально являются крупнейшим источником потерь в маркетинге.
Современные маркетологи знают про явление баннерной слепоты, когда билборды и вывески на улицах или в торговых центрах попросту игнорируются мозгом прохожего: он их не замечает, потому что не желает забивать голову лишней информацией, которую встречал уже много раз на своем пути. Чтобы не потратить рекламный бюджет напрасно, нужно выделиться из общей массы. Маскоты — один из самых эффективных вариантов. И вот почему:
Предлагаем несколько статистических фактов, доказывающих эффективность фирменных персонажей:
● 61% респондентов положительно относятся к использованию маскотов в рекламе брендов;
● 68% опрошенных считают, что маскоты делают бренд более запоминающимся;
● использование маскотов в рекламе помогает на 41% усилить эмоциональный контакт с покупателями;
● по данным аналитической компании Convince & Convert, маскоты увеличивают вовлеченность аудитории как минимум на 51%.
Если вы прочно решили создать фирменного персонажа, не спешите: сначала рекомендуем определиться с его типом. Неправильный выбор может подпортить репутацию, или же пользователи не поймут, что вы хотели сказать. Существует пятерка самых действенных и распространенных типов персонажей:
Существуют в маркетинге герои, которые возвысились над самим брендом, и компания уже не представляет себя без фирменного персонажа. Думаю, многие догадываются, о ком пойдет речь:
Маскот для наружной рекламы — это маст-хэв. Надувные фигуры, люди в костюмах, интерактивные баннеры, изображения героев на билборде — мы встречаем фирменных талисманов повсюду, потому что это работает. Люди с интересом относятся к такой рекламе, считают ее дружелюбной и притягательной. Для некоторых сегментов рынка, вроде производства и продажи молочной продукции, наличие собственного маскота — единственный способ выделиться среди многочисленных конкурентов. Рассмотрите создание персонажа, если рекламная кампания зашла в тупик, как в свое время у M&M`s. Но не ждите мгновенных результатов: героям нужно время, чтобы проявить свою «суперсилу».