Какие подходы лучше работают с аудиторией в режиме тотальной экономии, обсудили представители METRO, «Бетховен», РИВ ГОШ и «КонсультИнфо» (ex-Лента) в видеоподкасте о рекламе и маркетинге MEDIA MIX.
Разумное потребление — один из центральных трендов потребительского поведения, определяющих стратегию бизнеса в 2023 году. Россияне стали рационально принимать решения о покупке: больше ценят деньги, время и качество ассортимента. Чтобы удовлетворить изменившийся покупательский спрос, торговые сети развивают новые стратегии и механизмы. Эксперты подкаста MEDIA MIX перечислили шесть главных стратегий ведущих российских торговых сетей в 2023 году:
Медийный ландшафт меняется, и миллиардные бюджеты на продвижение уходят в прошлое. Торговые сети активно запускают собственные марки, ведь конкуренция со стороны раскрученных брендов заметно снизилась. «Если вы не открываете дискаунтер, то вам нужны СТМ. Они помогают ответить на запрос потребителя, как сэкономить деньги», — считает директор по электронной коммерции METRO Денис Марфутин.
Инфляция и падающие доходы накладываются на рост цен и отмену многих промо. Покупатель все чаще сталкивается с ситуацией, когда стиральный порошок подорожал, а выделяемый на стирку бюджет не изменился. Хорошая стратегия — разбавить ассортимент товарами первой цены. «Мы добавляем на полку ассортимент, который позволит покупателю потратить на стирку те же деньги, к которым он привык до роста цен», — поясняет советник «КонсультИнфо» (ex-Лента) Дмитрий Богод.
Значительная часть аудитории созрела до промохантинга — охоты за скидками и акциями. «Глубинные интервью показывают, что такие люди испытывают радость и удовлетворение, когда им удается совершить удачную сделку и сэкономить. Механики промо нацелены именно на них», — отметил Денис Марфутин. Такое поведение потребителей мотивирует торговые сети превращать редкие промо в постоянный механизм.
Тренд на экономию подогревает интерес покупателей к товарам эконом-класса, поэтому торговые сети все чаще делают акцент в своей коммуникации на низких ценах. В ход идут разные механики, вплоть до возврата средств, если клиентам удалось найти аналогичный товар дешевле у другого продавца. Закрепить успех призваны программы лояльности и бонусы, которые помогают выстроить долгосрочные отношения с покупателем.
Потребители все чаще проявляют локальный патриотизм: в регионах возрождается гордость за местные бренды. Тренд не затрагивает торговые марки конкретных сетей, а распространяется на продукцию отдельных районов страны. В отдельных случаях небольшие бренды приобретают федеральный масштаб, как это случилось с «Коровкой из Кореновки».
С точки зрения директора по франчайзингу сети зоомагазинов «Бетховен» Дмитрия Першикова, покупатели не столько стали беднее, сколько стали более «зрелыми», как и весь рынок в целом. Аудитория действует более рационально и чаще принимает осознанное решение о покупке. Такой потребитель требует максимально кастомизированного подхода. Это целая система — недешевая и сложная в управлении, но именно в ней скрывается ключ к успеху.
— Дмитрий Першиков, директор по франчайзингу сети зоомагазинов Бетховен
— Денис Марфутин, директор по электронной коммерции METRO
— Дмитрий Богод, советник «КонсультИнфо» (ex-Лента)
— Тиран Акопян, директор стратегического маркетинга РИВ ГОШ
Смотрите новый выпуск MEDIA MIX на YouTube, Rutube и слушайте в HiFi-стриминге Звук.