Быстрый запуск кампаний: как внедрить Agile-маркетинг

2023-09-26 18:38:27 Время чтения 5 мин 3405

Agile-маркетинг — подход к маркетингу, который основан на принципах гибкости и оперативной реакции на изменения рынка и запросов аудитории. Изначально принципы сформировались для разработки IT-продуктов, но постепенно стали применяться и в маркетинге. Рассказываем, как внедрить Agile-маркетинг и быстро запускать кампании.

Как появился Agile-маркетинг

В 2001 году 17 разработчиков составили Agile-манифест, чтобы донести важность быстрой разработки продукта до неповоротливых компаний. 

В манифесте были указаны принципы:

— Простое и понятное взаимодействие сотрудников вместо бюрократии.

— Работающий продукт важнее отчетных документов.

— Гибкое сотрудничество с заказчиком важнее жесткого договора.

— Изменения на всех итерациях проекта вместо следования изначальному плану. 

Скорость принятия решений и создания продуктов актуальны и для маркетинга. В 2012 году маркетологи взяли на вооружение идеи разработчиков и составили свой манифест. 

Принципы: 

— Ориентация на аналитику данных вместо условностей и мнения отдельных лиц. 

— Сотрудничество, ориентированное на клиента, вместо иерархии. 

— Гибкие кампании вместо объемных и сложных.

— Изучение клиентов вместо статического прогнозирования. 

— Адаптивное планирование вместо жесткого. 

— Реакции на изменения вместо следования плану.

— Много маленьких экспериментов вместо большого исследования.

Как внедрить принципы agile-маркетинга в свою работу

Используйте методики agile-маркетинга

Scrum — гибкая методология с короткими циклами, четко обозначенными целями и задачами участников.

Kanban — система, при которой этапы проекта визуализируются на специальной доске.

Scrumban — комбинация подходов Scrum и Kanban.

Методы Scrum включают:

— Распределение работы на спринты длиной в среднем 2 недели. 

— Написание бэклога в начале работы (требований и задач).

— Наличие Scrum-мастера, который следит за ходом процесса.

— Проведение коротких ежедневных собраний по задачам.

Методы Kanban включают:

— Визуализацию рабочих процессов.

— Ограничение количества задач в работе.

— Создание циклов обратной связи.

Примеры досок Kanban: Trello, Jira

Соберите Agile-команду

Для продуктивной работы требуется небольшая команда из 3–6 человек. Среди них:

— Product Owner. В маленьких компаниях это может быть директор по маркетингу;

— Специалист по приоритетному направлению. Подбирается в зависимости от канала продвижения кампании. При большой кампании специалистов может быть несколько, например: таргетолог, SEO-специалист, контент-маркетолог, веб-мастер.

— Дизайнер.

— Веб-аналитик.

Работайте по модели HADI (Hypothesis, Actions, Data, Insights)

HADI — это фреймворк, который позволяет гибко вносить изменения в существующую модель маркетинга и работать над продуктом итеративно. 

Hypothesis (гипотеза) — генерируйте идеи по улучшению маркетинговых активностей.

Action (действия) — внедряйте и тестируйте гипотезы.

Data (данные) — анализируйте данные по итогам внедрения гипотез.

Insights (выводы) — делайте выводы по гипотезам и приступайте к следующей итерации. 

Настройте рабочий процесс Agile-маркетинга

Разбейте процесс на временные промежутки — спринты. Во время спринта команда разрабатывает прототип маркетинговой кампании. В каждых последующих итерациях команда оптимизирует кампанию. Длина всех спринтов должна составлять не более 2 недель. Формируйте конкретные и ограниченные во времени гипотезы. За 1 подход можно генерировать по 10–15 гипотез. Систематически устраивайте короткие планерки, на которых обсуждается прогресс, проблемы и корректируются задачи. Используйте кросс-дисциплинарность сотрудников. Смежные специализации членов команды обеспечат эффективность работы и уровень взаимопонимания в проекте.

Преимущества Agile-маркетинга

— Позволяет компаниям реагировать на меняющийся рынок в условиях неопределенности.

— Помогает быстро создавать маркетинговые кампании.

— Позволяет проводить сквозную аналитику кампаний.

— Способствует выстраиванию взаимоотношений с клиентом в разных точках касаний.