Agile-маркетинг — подход к маркетингу, который основан на принципах гибкости и оперативной реакции на изменения рынка и запросов аудитории. Изначально принципы сформировались для разработки IT-продуктов, но постепенно стали применяться и в маркетинге. Рассказываем, как внедрить Agile-маркетинг и быстро запускать кампании.
В 2001 году 17 разработчиков составили Agile-манифест, чтобы донести важность быстрой разработки продукта до неповоротливых компаний.
В манифесте были указаны принципы:
— Простое и понятное взаимодействие сотрудников вместо бюрократии.
— Работающий продукт важнее отчетных документов.
— Гибкое сотрудничество с заказчиком важнее жесткого договора.
— Изменения на всех итерациях проекта вместо следования изначальному плану.
Скорость принятия решений и создания продуктов актуальны и для маркетинга. В 2012 году маркетологи взяли на вооружение идеи разработчиков и составили свой манифест.
Принципы:
— Ориентация на аналитику данных вместо условностей и мнения отдельных лиц.
— Сотрудничество, ориентированное на клиента, вместо иерархии.
— Гибкие кампании вместо объемных и сложных.
— Изучение клиентов вместо статического прогнозирования.
— Адаптивное планирование вместо жесткого.
— Реакции на изменения вместо следования плану.
— Много маленьких экспериментов вместо большого исследования.
Используйте методики agile-маркетинга
Scrum — гибкая методология с короткими циклами, четко обозначенными целями и задачами участников.
Kanban — система, при которой этапы проекта визуализируются на специальной доске.
Scrumban — комбинация подходов Scrum и Kanban.
Методы Scrum включают:
— Распределение работы на спринты длиной в среднем 2 недели.
— Написание бэклога в начале работы (требований и задач).
— Наличие Scrum-мастера, который следит за ходом процесса.
— Проведение коротких ежедневных собраний по задачам.
Методы Kanban включают:
— Визуализацию рабочих процессов.
— Ограничение количества задач в работе.
— Создание циклов обратной связи.
Примеры досок Kanban: Trello, Jira
Для продуктивной работы требуется небольшая команда из 3–6 человек. Среди них:
— Product Owner. В маленьких компаниях это может быть директор по маркетингу;
— Специалист по приоритетному направлению. Подбирается в зависимости от канала продвижения кампании. При большой кампании специалистов может быть несколько, например: таргетолог, SEO-специалист, контент-маркетолог, веб-мастер.
— Дизайнер.
— Веб-аналитик.
HADI — это фреймворк, который позволяет гибко вносить изменения в существующую модель маркетинга и работать над продуктом итеративно.
Hypothesis (гипотеза) — генерируйте идеи по улучшению маркетинговых активностей.
Action (действия) — внедряйте и тестируйте гипотезы.
Data (данные) — анализируйте данные по итогам внедрения гипотез.
Insights (выводы) — делайте выводы по гипотезам и приступайте к следующей итерации.
Разбейте процесс на временные промежутки — спринты. Во время спринта команда разрабатывает прототип маркетинговой кампании. В каждых последующих итерациях команда оптимизирует кампанию. Длина всех спринтов должна составлять не более 2 недель. Формируйте конкретные и ограниченные во времени гипотезы. За 1 подход можно генерировать по 10–15 гипотез. Систематически устраивайте короткие планерки, на которых обсуждается прогресс, проблемы и корректируются задачи. Используйте кросс-дисциплинарность сотрудников. Смежные специализации членов команды обеспечат эффективность работы и уровень взаимопонимания в проекте.
— Позволяет компаниям реагировать на меняющийся рынок в условиях неопределенности.
— Помогает быстро создавать маркетинговые кампании.
— Позволяет проводить сквозную аналитику кампаний.
— Способствует выстраиванию взаимоотношений с клиентом в разных точках касаний.