28 кг на душу населения: как маркетинг может увеличить потребление рыбы — исследование СберМаркетинга

2024-09-06 15:04:52 Время чтения 6 мин 444

На IX Восточном экономическом форуме, который проходит во Владивостоке с 3 по 6 сентября, состоялась экспертная дискуссия «Барьеры и драйверы потребления рыбы в России: маркетинг и развитие здорового питания населения».

Как показал соцопрос медиахолдинга Rambler&Co, мясо птицы (в основном курицу) регулярно едят 62% россиян, мясо животных — 27%. А вот рыба в повседневном рационе есть лишь у 11% из 100 тыс. опрошенных. И хотя в последние годы объём вылова рыбы растёт, её потребление внутри страны падает (исследование сделано на основе данных аналитической компании NTech).

Какие барьеры есть у россиян, какие драйверы можно использовать для роста категории и как развивать культуру потребления рыбы — эти вопросы легли в основу масштабного исследования СберМаркетинга. Сегодня результаты этой работы были озвучены на экспертной дискуссии с участием представителей органов власти и ведущих ретейлеров страны.

В числе барьеров, которые мешают россиянам включать рыбу в свой рацион, эксперты назвали низкую ценовую доступность рыбы, особенно в регионах, удалённых от мест вылова. Другая проблема — ограниченный выбор: преимущественно замороженные и не всегда качественные продукты. Ещё одно препятствие — недостаток информации. Многие не знают, как правильно выбирать и готовить рыбу, чем она полезна и как её употребление в пищу связано со здоровым образом жизни. Недостаточно развита культура потребления: в то время как мясо давно вошло в привычку, рыба воспринимается как праздничный продукт, а не часть ежедневного рациона. 

Я полностью подтверждаю, есть два самых важных фактора: это культура потребления и подача в магазине. Самый яркий проект, который стартовал у нас на Камчатке три года назад, называется «Камчатская рыба». Это прямые взаимоотношения, прямые поставки без посредников между розничной торговой сетью, с одной стороны, и рыбаком, тем, кто эту рыбу вылавливает. В результате сегодня покупатель, когда приходит в магазин, на ценнике видит две цены. Первая цена — производителя. Вторая — магазина.
Юлия Морозова
заместитель Председателя Правительства Камчатского края 

Этот проект повышает доступность рыбы для жителей Камчатки. Но что можно предпринять во всероссийском масштабе, на какие рычаги нажать, чтобы граждане стали чаще покупать рыбу? Эксперты пришли к выводу, что важную роль здесь играет эффективный маркетинг. Рыбу нужно продвигать, и делать это надо с умом.

Нужно делать рекламные кампании, релевантные проблемам потребления. Люди не осведомлены о пользе рыбы или о том, как можно быстро и вкусно её приготовить, но при этом креатив существующих рекламных кампаний в основном направлен на привлечение внимания исключительно за счёт скидок, а не на информирование.
Евгений Батяшин
директор по исследованиям и разработке СберМаркетинга

Участники дискуссии подчеркнули, что государство и бизнес заинтересованы в том, чтобы потребление рыбы и морепродуктов в России росло. Так, уже реализуется проект «Перекрёстка» «Дальневосточная рыба» — он помогает сделать качественную рыбу доступной даже в регионах, удалённых от мест вылова.

Цель проекта «Дальневосточная рыба» — увеличение доступности качественной российской рыбы на прилавках супермаркетов, контроль качества сырья, товаропроводящей цепочки и производителя готовой продукции на всех этапах, а также продвижение культуры питания и потребления рыбы. В 2024 году запрос потребителя на такую продукцию превышает 16550 тонн – это замороженная рыба и рыбная гастрономия.
Василий Пушкин
директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group 

Главный вывод экспертов: чтобы россияне покупали больше рыбы, необходимо сформировать культуру её ежедневного потребления. Цена при этом не основной барьер. По мнению участников дискуссии, пропаганда здорового питания, информирование россиян о пользе рыбы, размещение информации о ней в СМИ, проведение кулинарных мастер-классов, обучение потребителей выбору и приготовлению рыбных блюд станут важнейшими драйверами роста потребления этой категории. И роль маркетологов здесь первостепенна.

Таким образом, низкое потребление рыбы — комплексная проблема, которая требует системных решений. Увеличение доставки качественной рыбы в регионы, развитие рыбоперерабатывающих предприятий, пропаганда здорового питания с упором на рыбу и эффективная маркетинговая стратегия — всё это важные шаги, которые помогут сделать рыбу неотъемлемой частью ежедневного рациона россиян.