У меня своеобразная годовщина — приближается ПЕКЛО, ежегодная конференция, с которой я начала карьеру спикера два года назад. В этом году выступаю снова: 14 сентября, с докладом «Управление репутацией в интернете: мифы и реальность». А сегодня расскажу, почему спикерство — одно из лучших решений для развития личных и корпоративных брендов.
Один из каналов эффективного продвижения Sidorin Lab — это спикеры. Еще лет десять назад, когда вебинары были не так популярны, мои коллеги проводили регулярные офлайн-семинары и успешно собирали аудиторию.
Раньше нашими постоянными спикерами были Дима Сидорин и Никита Прохоров, плюс Женя Кузнецов, руководитель отдела мониторинга и аналитики, иногда выступал на узкоспециализированных мероприятиях. Потом отдел маркетинга решил: нужно новое лицо. Роль предложили мне, и поначалу я сопротивлялась. Спикерство — практически отдельная работа, а я уже была операционным директором и переживала, что не хватит времени совмещать. Но меня уговорили попробовать и начать с небольших вебинаров.
Мой первый серьезный опыт был 2021 году. Я выступала онлайн на крупнейшей в индустрии конференции по управлению репутацией ПЕКЛО. Многое было в новинку: демонстрация экрана с презентацией, комментарии участников в чате. Тогда все это было необычно и не совсем понятно, как взаимодействовать с аудиторией. Когда презентовала кейс одного из клиентов, застройщика, в чате начали, мягко говоря, негативить. Строительные компании — особая боль для людей, и с точки зрения репутации это тоже непростой клиент. Краем глаза я видела комментарии и понимала, что отвлекаться на них не стоит, иначе собьюсь с мысли. В итоге мое выступление восприняли положительно, задавали адекватные вопросы. Так что даже если в начале случаются косяки, стоит попробовать снова.
Разберемся для начала, зачем вообще нужен личный бренд. Еще в школе нас учили собирать портфолио для вуза, документировать достижения — дипломы, награды, благодарности. Меня, например, могли взять без экзаменов на геофак, потому что я в старших классах выиграла региональную олимпиаду по географии. Так что я уже в юности поняла, что личный бренд — круто и важно, хотя и не была знакома с термином.
Для формирования личного бренда спикерство — крайне значимый скил. Например, в индустрии управления репутацией не всегда можно рассчитывать на кейсы, даже имена некоторых клиентов нельзя раскрыть. Поэтому профильные мероприятия — отличный способ показать экспертность, не нарушая NDA.
Связка «личный бренд — спикерство» приносит лиды и компании, с которой сотрудничает спикер. На мой взгляд, это работает лучше таргетированной или контекстной рекламы. Люди предпочитают покупать у тех, кого уважают. Поэтому сегодня важны амбассадоры, представляющие бренды в соцсетях и СМИ. Хорошо, если такие амбассадоры — спикеры и эксперты. Когда я или коллеги со сцены говорим, что представляем Sidorin Lab, нас слышат потенциальные клиенты. Они подписываются в соцсетях, начинают следить не только за нашей работой, но и достижениями. Так через конкретного человека устанавливается связь с брендом.
С чего начать, когда вас никто не знает? Приготовиться, что первое время будет сложно продвигать себя. Но важно не сдаваться и не бояться покинуть зону комфорта. Разложу начальный этап на конкретные шаги — все на основе личного экспертного опыта.
Шаг 1. Заявите о себе
Организаторы мероприятий. Сейчас многие организаторы открыто ищут спикеров, которые готовы выступить по профильной теме. Найдите контакты, подайте заявки – если вы соответствуете требованиям мероприятия, есть вероятность, что вас пригласят в качестве эксперта.
Биржи. Есть много сайтов вроде Top Speaker, где организаторы мероприятий ищут экспертов из разных сфер. Заказчики там либо пишут первыми, либо публикуют запросы в общей ленте, на которые можно откликнуться. Зарегистрируйтесь на таких биржах в качестве спикера, расскажите о своей специализации и форматах, в которых вы готовы выступать.
Платные выступления. На некоторых мероприятиях предпочтут спикера, который оплатит участие. Многие организаторы так и зарабатывают, особенно конференции с бесплатным доступом для зрителей. Сразу скажу, что таким форматом не стоит увлекаться. Если пойдет слух, что вы готовы платить, бесплатно вас звать вряд ли будут. Исключение, когда стоит оплатить участие, – крутые нишевые конференции.
Топ поисковой выдачи. Забейте в разные поисковики запросы вроде «спикер [ваша специализация]» и изучите первую страницу с результатами. Чтобы стать видимым, вам нужно попасть в этот топ. Я рекомендую начать с профилей в соцсетях и с блога для экспертных лонгридов. Для привлечения аудитории подходят профильные ресурсы вроде VC и Habr. Это площадки, которые хорошо индексируются поисковиками.
Нетворкинг. Не забывайте про знакомства — много возможностей открывается, когда кто-то вас кому-то рекомендует. Посещайте профильные мероприятия, даже если пока не выступаете. Туда приходят топ-менеджеры, руководители, с которыми можно обменяться контактами, договориться о сотрудничестве. В обычной жизни до них не достучишься: мало шансов, что они ответят вам в директе. Настоящий директ — офлайн.
Инфлюенсеры и подкастеры. Они сегодня есть в каждой отрасли, и сотрудничество с ними поможет сформировать вашу уникальную историю. Конечно, зайти сразу к миллионникам не получится, но можно договориться, например, с криэйтором, у которого 1500 подписчиков. На подкасте рассказывайте об опыте в отрасли, о том, как вы развивались и развиваетесь, какие ошибки и достижения случались в процессе.
Шаг 2. Подавайте информацию так, чтобы вас понимали
Есть спикеры, которые отдают написание сценариев выступления на аутсорс, а потом заучивают. Считаю, что эксперту в этом смысле проще – ты рассказываешь о том, чем каждый день занимаешься. Я все презентации готовлю сама и знаю, какие подобрать примеры, каким опытом поделиться.
Случается и так, что организатор конференции просит уникальную тему, не из моего портфолио. Тогда приходится несколько дней планировать выступление, собирать слайды. Контент не всегда есть под рукой, тогда поспрашиваю информацию у коллег.
Мой стиль выступлений — объяснять сложные вещи простыми словами, использовать интерактив. Допустим, мне нужно объяснить аудитории из ста человек, чем SERM отличается от мониторинга. Я постараюсь уложиться в одну минуту. Если не справлюсь, люди не поймут и следующие 30 слайдов. А если еще выйти под конец мероприятия, публике вообще не до меня — все устали. Их надо вовлечь, расшевелить.
Когда аудитория не понимает, о чем ты говоришь, она не понимает и чем ты можешь быть полезен. К тебе не подойдут после выступления, не зададут вопросы, коннект не состоится, и ты ничего не продашь. Другое дело — доходчиво объяснить новое и сложное, это впечатляет.
Вот как я расскажу, например, про факторы ранжирования и процесс индексации поисковых систем: «Представьте, что вы в библиотеке. Там стеллажи с книгами разделены по жанрам и алфавиту. Так же работает индекс в поисковых системах. Поисковой запрос — это как попросить библиотекаря разобраться в каталоге, подсказать, где нужная книга».
Шаг 3. Пробуйте онлайн- и офлайн-мероприятия
Офлайн я люблю больше: на таких выступлениях лучше чувствуешь аудиторию, можешь подстроиться под ее настроение и скорректировать подачу. Но мое первое офлайн-выступление оказалось стрессовым. Голос дрожит, рот пересыхает, куда смотреть — не знаю. Перебегала глазами от зрителя к зрителю, фокусировалась на тех, от кого чувствовала доброжелательность и интерес. Например, сидела девушка, улыбалась, и я на нее смотрела все время. При этом я не боюсь публики, и тогда не боялась. Но дискомфорт из-за неопытности — нормально, он проходит.
Онлайн-выступления и вебинары я люблю меньше: там сложнее отследить реакцию аудитории, даже в чате. Но есть спикеры, которым комфортнее выступать дистанционно. В любом случае — обязательно пробуйте оба формата.
Шаг 4. Прорабатывайте страхи
Полезно понимать свои сильные и слабые стороны. Какие-то станут очевидными не сразу, их нужно ловить и прорабатывать. Меня в прошлом году пригласили на конференцию «Евразия Global» в Оренбурге, и я без колебаний согласилась. Подумала: «Студенты, офлайн, несложно». Но оказалось, что запланировали два выступления: мастер-класс по управлению репутацией и дискуссию про медиаграмотность — со вторым форматом я раньше не сталкивалась. И на дискуссии меня внезапно вызывают первой, вопросы заранее не дали. Я справилась, выступила, ответила на вопросы, но осталась собой недовольна. Думала: «Да, Даш, с импровизацией-то у тебя не очень…». Чтобы прокачать этот навык, теперь я активно участвую в мероприятиях, где как раз нужна импровизация.
Наговоренность, опыт выстраивания коммуникации постепенно уберут страхи, потому что практика — лучший учитель. До выступлений на мероприятиях я защитила много отчетов и коммерческих предложений для Sidorin Lab, проводила корпоративные обучения для клиентов. Приезжала, передо мной было десять бренд-менеджеров, и нужно за полчаса объяснить, что такое управление репутацией. Слушатели, конечно, задавали разные вопросы, но среди них обязательно было про эффективность, KPI, типовые боли, с которыми работаем. Вскоре я уже плюс-минус понимала, как люди обычно реагируют на те или иные моменты, что лучше показать в презентации для новеньких.
Шаг 5. Готовьтесь к форс-мажорам
Техника может подвести в последний момент, так что страхуйтесь. У меня как-то раз перестал работать кликер во время выступления, пришлось просить другого человека перелистывать каждый слайд. С тех пор беру запасной кликер и батарейки.
Тайминг часто оказывается причиной форс-мажоров, будьте к этому готовы. Например, полгода назад я ехала выступать в «Красном Октябре» и поленилась добираться на метро с несколькими пересадками. Вызвала такси, приложение обещало: дорога займет 20 минут. На мероприятии предупредили, что надо приехать за час до начала. Времени было предостаточно.
В итоге мое такси попало в пробку на 40 минут. Потом сломалась геолокация, водитель повернул не туда. Короче говоря, вместо 20 минут я ехала полтора часа, но мне повезло – у организаторов поехала вся программа, мое выступление сдвинули, и мне даже пришлось ждать своей очереди. Сейчас я увереннее себя чувствую, потому знаю, чего ожидать и как управлять временем. Даже если немного задержусь, волнуюсь несильно, потому что у меня все остается в пределах нормы.
Организаторы мероприятий сами порой бывают неорганизованными. Иногда даже спикера не предупреждают, что тайминги сбились на час-полтора, что-то перенеслось и так далее. Поэтому все перепроверяйте: адрес, когда приехать, во сколько выступление, с кем связаться в день события. Собирайте как можно больше детальной информации. В противном случае готовьтесь приехать на площадку, где проходит десяток мероприятий сразу, и неясно, куда бежать и кому звонить.
Спикерство — инвестиция в собственный профессионализм и личный бренд, возможность их проапгрейдить. Чем медийнее ты становишься, тем дороже ты продаешь себя на рынке, повышаешь свою востребованность. Если же ты расходишься с работодателем, скорее всего, тебя не обидят и не кинут, потому что знают – у этого специалиста есть вес в отрасли.
Кроме этого, благодаря спикерству ты учишься новому, изучаешь последнюю статистику, анализируешь ее. Я однозначно всем рекомендую хотя бы раз попробовать себя в этой роли, начать можно даже с корпоративных мероприятий – это отличный опыт.
Получая фидбэк от аудитории и отвечая на неожиданные вопросы слушателей, ты находишь свои слабые места – и это круто. Мы не всегда понимаем, что попали в фазу застоя и не развиваемся. Все вроде получается, идет своим чередом — кажется, что так и нужно. А спикерство помогает из такого застоя выйти, посмотреть, что на другом берегу, познакомиться с новой аудиторией. Шагнуть за границы, в которых застрял, и понять «О, я, оказывается, еще и это могу!».