Уход от тачскрина — один из главных технологических трендов за последние годы.
По статистике, 40% пользователей из США предпочитает формулировать поисковые запросы голосом, а не вбивать их в адресную строку на экране, и с каждым годом число таких пользователей растет. Вероятно, уже в недалеком будущем мы сможем управлять своими гаджетами не только при помощи голоса и жестов, но и силой мысли. Предлагаю разобраться, сможет ли Zero UI изменить всю индустрию мобильной разработки.
Всем привет, на связи Влад Кармаков, CEO Siberian.pro. Сегодня я хочу поговорить с вами о недалеком будущем, когда классический User interface уже не будет главным способом взаимодействия между пользователем и его устройством.
В предыдущих публикациях мы уже касались концепта «идеальности» и «идеального конечного результата». Как известно, идеальная система — это отсутствие системы. Точнее, когда самой системы нет, но все ее функции выполняются. По этой логике, самый лучший пользовательский интерфейс — это отсутствие интерфейса. И с каждым новым поколением создатели гаджетов делают еще один шаг в этом направлении.
Голосовой помощник Siri, система распознавания лиц Face ID, умная колонка, фитнес браслет, очки виртуальной реальности и система «умный дом» — все это предвестники новой эпохи — эпохи устройств с нулевым интерфейсом, Zero UI.
Сегодня при покупке нового смартфона или при установке незнакомого мобильного приложения пользователю нужно некоторое время, чтобы понять, как тут все работает и на какие кнопки нажимать, чтобы получить желаемый результат. Но представьте, пользователь распаковывает новый гаджет и объясняет ему, что нужно сделать. Никаких инструкций, никаких мануалов и скринкастов. Для вас вообще нет необходимости разбираться в незнакомом интерфейсе. Скорее наоборот, это задача «умного» устройства или приложения — быстро обучиться понимать запросы своего владельца. Звучит неплохо, не так ли?
Сегодня концепт Zero UI подразумевает управление устройством при помощи:
Но это только первые робкие шаги. Настоящий расцвет нулевых интерфейсов эксперты связывают с возможностью отправлять сигналы гаджетам напрямую из мозга. И, вероятно, речь идет о самом недалеком будущем.
В этом направлении сегодня работают ведущие технологические компании и даже сам Илон Маск. В начале 2022 года компания Илона Маска Neuralink приступила к испытаниям технологии, которая позволит подключить человеческий мозг к электронному устройству. Предполагают, что в будущем эта технология должна помочь людям, потерявшим зрение, слух или возможность двигаться.
Еще один яркий пример — компания Snap Inc. В начале 2022 года они приобрели стартап NextMind, наиболее известный своим одноименным контроллером, который использует сигналы мозга для перемещения изображений на интерфейсе ПК.
Почему же производителей электронных устройств так привлекает перспектива ухода от классических визуальных интерфейсов в сторону Zero UI?
В последние несколько лет технологическое сообщество добилось существенного прогресса в области AI-технологий, интернета вещей, Machine Learning и Data Science. И это открывает колоссальные возможности для перехода на Zero UI во всех сферах: от производства бытовой техники до развлечений.
Самое время подумать, как это коснется конкретно отрасли мобильной разработки.
Давайте сразу оговоримся, что переход на нулевые интерфейсы полностью не означает смерть визуальных интерфейсов. Кто же откажет себе в удовольствии посвайпать Тиндер или полистать фотографии новой коллекции Dior. Так что, если вы уже бросились увольнять своих UX/UI дизайнеров — не спешите. Другой вопрос, что там, где пользователь может упростить себе задачу, он непременно это сделает.
Например, привычный гуглинг с введением запросов в строку поиска на экране окончательно уступит позиции общению голосом. А частые команды «сделай громче», «выключи звук», «приблизь изображение» станет более привычно отдавать, не касаясь экрана.
Какие факторы придется учитывать разработчикам, чтобы приспособиться к этой новой реальности?
Акценты при создании гаджетов и разработке приложений серьезно изменятся. Во-первых, UI/UX дизайнерам придется отказаться от чисто визуального мышления.
Фактически нужно будет научиться мыслить в четырех, а то и пяти измерениях, вместо привычных трех. Критически возрастет значение данных и контекста, ведь слова и жесты для различных культур и даже возрастных групп отличаются. Скорее всего, ваша бабушка показывает жест «сделай звук погромче» совсем не так, как это делает ваш младший брат. И все это нужно будет учитывать при разработке приложений.
Узким техническим специалистам по AI, Machine Learning и Data Science придется работать в более тесном контакте с коллегами из отдела маркетинга. Более того, в штатах топовых компаний, вероятно, появятся нейробиологи, поведенческие психологи и даже лингвисты. И все они будут активно участвовать в создании продукта.
Небольшим командам разработчиков, которые не могут позволить себе раздувать штат, придется партнериться с ИТ-гигантами или отдавать значительную часть смежных работ на аутсорс, чтобы встроиться в новую реальность.
На протяжении нескольких лет предпринимателей учили мыслить глобально, теперь же станет критически важно научиться мыслить локально. Влезть в голову к каждому конкретному пользователю будет в разы сложнее, чем к абстрактной целевой аудитории. По данным аналитиков Search engine watch, 70% голосовых запросов пользователей в Google Assistant существенно отличается от тех, что они вбивают в поисковую строку на сайте. Никто в повседневной жизни не говорит и не думает категориями «лучшие новые фильмы скачать бесплатно». И это придется учитывать, когда голосовые (или ментальные) команды станут основным способом искать информацию.
Глядя на технологические тренды последних лет, можно предположить, что Zero UI может изменить весь облик ИТ-рынка, как это сделал расцвет мобильного интернета в конце 2000-х. Появятся новые направления, новые профессии и целые новые отрасли экономики.
Мобильный интернет дал старт буму видеоконтента и мессенджеров. Какие фундаментальные изменения может спровоцировать расцвет Zero UI технологий? А главное, что нужно делать уже сегодня, чтобы адаптироваться к новой реальности? Давайте подумаем вместе.
Больше инсайтов и полезных материалов — в Телеграм-канале Siberian.pro.