Как сеть магазинов SPAR помогла экологии и сэкономила 500 000 рублей на бумажных чеках

2024-06-26 12:55:08 Время чтения 10 мин 1178

Мы помогли сети магазинов SPAR в Калининграде сэкономить 500 000 рублей за счет отказа от бумажных чеков. Покупатели получают чеки на свой e-mail, а всю историю покупок хранят в мобильном приложении Клуб Друзей SPAR.

Всем привет, на связи Влад Кармаков, CEO Siberian.pro — компании по мобильной и веб-разработке с цифровым управлением. В статье расскажу, как ритейл-сеть может сэкономить на бумажных чеках и печатной рекламной продукции, стать экологичнее, позаботиться о природе и будущих поколениях. Материал был опубликован в издании Oborot.ru.  

Первоначально приложение Клуб Друзей SPAR разрабатывали как программу лояльности. Затем во время пандемии COVID-19 его обогатили интернет-магазином, где пользователи получили возможность заказывать продукты с доставкой на дом.

Глобальная идея бизнеса SPAR в том, чтобы сделать суперапп, с помощью которого компания сможет управлять продажами и доставкой продуктов, программой лояльности и геймификацией, маркетинговыми кампаниями магазина и его партнеров, собственной системой оплаты и так далее. Мы постепенно добавляли фичи и развивали сервис.

Впрочем, чтобы внедрить электронные чеки в приложении, можно начать и с простого онлайн-магазина с личным кабинетом пользователя.

Реализовали электронные чеки и сэкономили 500 000 рублей

Электронные чеки обладают такой же юридической силой, что и бумажные (п. 4 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Покупатели при желании могут проверить подлинность чека с помощью QR-кода, по реквизитам в приложении «Проверка кассового чека в ФНС России» или на сайте ОФД.

Чтобы отправлять кассовый чек в электронной форме, ритейлеры по закону должны заранее получить номер телефона покупателя или адрес электронной почты.

С мобильным приложением бренда решить этот вопрос проще: как правило, клиент логинится в личном кабинете по телефону или e-mail. Соответственно, достаточно прислать всем своим пользователям уведомление с предложением перейти на электронные чеки, как это было в нашем случае. Новым пользователям мы предлагали отказаться от бумажных чеков при регистрации.

Остается только правильно настроить программу для кассы. И в следующий раз, когда человек будет совершать покупку, он воспользуется своей картой лояльности, система идентифицирует его и поймет, что чек можно не печатать, а отправить на e-mail. Если нужна бумажная версия, отключить функцию в приложении можно в любой момент.

Стоит отметить, что при возврате товара достаточно лишь показать электронный чек на кассе. Сделать это легко — помимо почты все чеки хранятся в специальном разделе в мобильном приложении. По дате покупки можно найти нужный чек и показать его с экрана смартфона.

Электронный чек удобен для покупателя. Он вечный: всегда под рукой, не рвется, не выгорает и никогда не потеряется. Не нужно ждать, когда напечатается чек или когда кассир поменяет ленту, если она вдруг закончилась. Чтобы еще больше мотивировать покупателя, мы упоминаем о том, что его поступок поможет сохранить 2 дерева в год.

Для бизнеса польза еще очевиднее — отказ от бумажных чеков экономит чековую ленту. Но важно не только это.

В состав чековой бумаги входит бисфенол А — это вещество, которое может быть опасным при нагревании. При печати чека в кассовом аппарате бумага нагревается, и выделяется опасное соединение. При контакте человека с чеком оно попадает на кожу. Кроме того, из-за содержания этого вещества чековую бумагу нельзя перерабатывать, она скапливается на свалках и отравляет почву.

Значит, отказываясь от чеков, мы не только бережем деревья, воду и электроэнергию, которые используются для их производства, но также сохраняем здоровье людей и уменьшаем загрязнение окружающей среды.

Компания, которая следует принципам устойчивого развития, вызывает уважение и доверие у своих клиентов. Наш подход нашел отклик у пользователей. Многие покупатели захотели отказаться от бумажных чеков. Только за 2021 год SPAR отправил покупателям более 1 800 000 электронных чеков. Так сеть сэкономила 611,5 км чековой ленты — около 500 тысяч рублей.

Запустили рекламную акцию без бумажных брошюр и наклеек

Если можно отказаться от печати чеков, то почему бы не заменить бумажные листовки для рекламной кампании на электронные? Оказалось, что промо-акции и розыгрыши вполне реально делать без печатных материалов.

SPAR регулярно проводит в приложении розыгрыш «Остров сокровищ», у которого есть и зимняя версия — «Ёлочка сокровищ». Для участия клиенты должны совершать покупки от 600 рублей, за что получают специальные коды. Раньше они печатались в чеках, их нужно было регистрировать на сайте или в приложении.

В 2022 году мы изменили подход и представили обновленный «Остров сокровищ 2». Теперь при покупках от 600 рублей пользователь получает специальные коды и фишки в электронном виде. Первые используются в еженедельных розыгрышах.

Для участия в финальном розыгрыше копятся фишки. Их можно «вклеить» в виртуальную карту сокровищ. Одна карта вмещает 12 фишек: если заполнить ее целиком, участнику присваивается уникальный восьмизначный код для финального розыгрыша. Число карт и, соответственно, кодов для одного пользователя не ограничено.

Только представьте, сколько нужно купонов и наклеек, чтобы провести такую акцию в сети супермаркетов хотя бы раз в год.

Уменьшили количество полиэтиленовых пакетов

Если пакет в интернет-магазине бесплатный, мы все равно понимаем, что его стоимость включена в сумму заказа. Также при таком подходе интернет-магазин обязан соблюдать товарное соседство и упаковывать продукты из разных категорий в разные пакеты. Однажды мой заказ упаковали в 12(!) пакетов.

SPAR решил пойти другим путем и сделал пакеты платными для всех интернет-заказов. Теперь пользователи видят стоимость и могут сами решать, сколько им нужно пакетов для упаковки заказа. В целях экономии они скорее всего будут брать 1-2 пакета. Такой бережливый подход полезен не только для бизнеса, но и для окружающей среды — количество полиэтиленовых отходов уменьшается в разы.


Подведем итог. Современному бизнесу сложно обойтись без технологий. Они очень выручают, когда нужно автоматизировать рабочие процессы, ускорить и повысить их эффективность, а также сэкономить ресурсы. В сочетании с экологическими инициативами ИТ-технологии становятся надежной опорой для формирования компаний будущего. Таких компаний, которые живут в гармонии с окружающим миром, создают устойчивые бизнес-модели и приносят пользу обществу.

В предыдущей статье про приложения для e-commerce я уже упоминал социальную ответственность как важный тренд и вспомнил экоинициативы крупных брендов. Знаете другие примеры технологий на службе у защиты окружающей среды? Давайте обсудим в комментариях. Еще больше полезных кейсов и мыслей в Телеграм-канале Siberian.pro, присоединяйтесь. 

А если вы решили развивать свой мобильный или веб-сервис, обращайтесь к разработчикам, которые знают, как интегрировать в него необходимые фичи. Пишите нам на sales@siberian.pro или оставляйте заявку на сайте, будем рады помочь.