Современный бизнес без современной техники - немыслим. Автоматизация уже давно не является чем-то эксцентричным, а, на самом деле, стала неотъемлемой частью работы. Мы рады отметить, что в нашей стране теперь почти нет руководителей, которые бы не осознавали этой необходимости. Поэтому в современных собеседованиях вы уже не услышите вопроса, который когда-то был актуальным: "Умеете ли вы пользоваться компьютером, факсом, сканером?" Для молодого поколения это может показаться странным, но так действительно было.
С учетом этого, становится ясным, что компьютеры нужно периодически обновлять, заменяя старое оборудование на новое. Это, конечно, сопряжено с финансовыми затратами, и, следовательно, такие операции подлежат налоговой отчетности. Сегодня мы обсудим, как это реализовать на практике, что влияет на учет техники, и также коснемся другого важного вопроса: "Можно ли не вести учет?" И оказывается, что можно. Но давайте разберемся по порядку...
Сложно представить организацию без ноутбука или стационарного компьютера. Компьютерную технику могут покупать в готовом варианте или могут собирать из комплектующих.
Давайте разбираться, ведь в данном вопросе присутствует много нюансов. И первый вопрос: будет ли такой компьютер числиться на балансе как основное средство. Признаки, которым должен отвечать актив для отнесения его к основным средствам, прописаны в п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства":
Ранее также для принятия актива как основного средства (ОС) он должен был иметь стоимость больше определенной суммы. Сейчас такого требования нет и организации вправе сами для себя определить уровень существенности. Ведь что для одной организации не дорогой компьютер, который не имеет смысла амортизировать, то для другой, более мелкой организации, полноценное основное средство и списать всю стоимость сразу на расходы организации не будет корректным.
Уровень существенности фиксируется организацией в своей Учетной политике. И если актив соответствует условиям из п. 4 ФСБУ 6/2020 и стоимость компьютера выше установленного в организации лимита, то наша организация с уверенностью может причислять такой компьютер к своим внеоборотным активам и принимать к учету в качестве основного средства.
Если же компьютер стоит менее установленного уровня существенности или не удовлетворяет какой-то из пунктов, перечисленных выше, то организация признает расходы по приобретению/созданию такого компьютера в том периоде, когда они были понесены.
Также организация праве не применять лимит существенности в своей деятельности, тогда определять, будет ли компьютер малоценным активом или основным средством, можно по сроку полезного использования (для ОС – более 12 месяцев).
Итак, при приобретении компьютера вы можете либо принять его на учет как ОС, тогда вам нудно будет установить срок полезного использования, чтобы начислялась амортизация.
А можете принять его как малоценное оборудование, тогда амортизация начисляться не будет, а вся стоимость компьютера будет единоразово списана на расходы организации. Учет малоценных запасов ведется на забалансовом счет МЦ04.
В силу сферы Scloud мы периодически посещаем разные организации, взаимодействуем с людьми и решаем рабочие вопросы. Очевидно, что в процессе общения с клиентами мы обращаем внимание на различные аспекты, включая мебель, состояние офиса и даже используемую компьютерную технику. На основе наших наблюдений, некоторые работодатели предпочитают не инвестировать в мощное оборудование, а выбирают более простые технические решения. Оценка того, правильно ли это, часто зависит от субъективных предпочтений, и каждый может ответить на этот вопрос самостоятельно. Но здесь есть одна проблема, которая касается наших многострадальных коллег из числа бухгалтеров – они уж больно часто жалуются на то, что у них «глючит» 1С, что программа «очень медленно работает» и что постоянно приходится ее перезапускать. Отчасти это связано с тем, что и так не на слишком «сильные» компьютеры устанавливается достаточно «тяжелое» ПО, в виде «коробочной» 1С.
Дорогие друзья… Давайте уже начисто забудем про этот атавизм в виде установки «одинэски» на жесткий диск. Зачем это нужно, когда многие уже давно и успешно используют 1С 8.3 в облаке – быстрый, удобный и интуитивно понятный сервис, позволяющий решать производственные задачи без каких бы то ни было проблем. Самое главное, что он не занимает место на жестком диске и скорость его работы не зависит от новизны или «моральной устарелости» компьютера. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней Scloud и оцените все его преимущества! Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
При этом проблемы в решении производственных задач могут возникать гораздо чаще в случае с компьютером, бывшем в потреблении. Нам довелось переговорить с клиентом (он, кстати, и рассказал нам о том, как учитывать ПК), у которого компьютер не менялся уже более 10 лет. Вот, что он нам поведал: «Вы не представляете, как это раздражает! Пока он (компьютер) запустится, пока «прогрузится», пока «себя придет». Только с утра это занимает у меня минут 10-15! Благо за это время я успеваю сходить попить кофе. А днем что делать? Я сколько к директору не подходила, все он меня «на потом» отправляет».
- Действительно, неприятная ситуация. Неужели Вы так мучаетесь последние лет 5-6?
«Чуть меньше, конечно, но все же. Дело в том, что иногда я работаю с дома – там у меня современный «игровой» ноутбук. Монитор, конечно, маленький, но зато все быстро работает. Хорошо, что я хоть 1С у вас купила – она не тормозит, а вот со всем остальным – беда. Мне еще в Exel нужно таблицы составлять, в Outlook на десятки писем в день отвечать. В общем, думаю, что лучше работать с дома».
- А, может, Вам действительно подойти к директору и предложить ему такой вариант?
«Предлагала! Только вот он тогда сказал, что от этого моя зарплата уменьшится автоматически на 10 тысяч рублей. Спросила, мол, почему? Он сказал, что моя зарплата, оказывается, включает в себя транспортные расходы. Бред какой-то».
Конечно, мы могли и дальше продолжать беседу примерно в том же духе, да только смысла в этом никакого не было. Когда нам рассказывали о правилах учета компьютеров, бухгалтер это говорил с таким большим увлечением, как будто он действительно «мечтает» о новой технике и ждет того момента, когда он сможет применить свои знания на практике. Печально, однако.
Говорят, что покупая автомобиль с пробегом, человек вместе с ним покупает и проблемы другого человека. Наверное, то же самое утверждение можно переложить и на компьютерную технику. И все же у этого тоже есть свои неоспоримые плюсы. Представим себе ситуацию, что группа студентов, не имеющая больших средств в качестве начального капитала, решила открыть свой собственный бизнес. Предполагается, что штат будущей фирмы будет состоять из пяти человек. Разумеется, если они собираются находиться в офисе, им потребуются компьютеры. Спрашивается, где их можно взять? Ответ очень простой – купить где-нибудь на Avito.
Что они получат взамен? Правильно – недорогую технику, вроде бы работающую. Как говорится, на первое время пойдет. И вот здесь возникает вопрос: «Как отразить в бухгалтерском учете подержанные компьютеры»? Это как раз-таки очень интересно. То, что продается на схожих площадках, не подлежит какому-либо документальному оформлению, т.к. реализацией товаров на них занимаются преимущественно физические лица. Как бы потом не возникло проблем с проверяющими органами, которым уж больно станет интересно, откуда взялись компьютеры, хоть и старые… Молодым предпринимателям следует быть к этому готовым.
На основе всего вышеизложенного мы приходим к следующим выводам: