Бизнесмен нашего времени: кто он?

2023-08-24 11:29:30 Время чтения 10 мин 2891

Каждый год Forbes публикует список самых богатых людей мира, в основном это предприниматели. В текущем году в списке оказалось 110 россиян. Это люди разных возрастов, с разными историями, но при этом почти одинаково имеющие успешный бизнес. Но, как вы понимаете, бизнесменов в наше время намного больше, и можно с уверенностью сказать, что «бизнесмен молодеет»: люди раньше начинают заниматься предпринимательской деятельностью, раньше добиваются успеха. В данной статье мы попробуем составить портрет современного бизнесмена, выделить те черты, которые его отличают от остальных и дают возможность добиться успеха своим делом.

Бизнесмен - тот, кто разрывает шаблоны, переходит через них

О чем думает?

Наверное, самое главное, что выделяет современного бизнесмена среди окружающих людей, – это особое мышление. Казалось бы еще в школе (а иногда в детском саду) нас учат придумывать разные решения одной задачи, не бояться строить линии за обозначенными границами, дают задачки на воображение и т.д. Но, вырастая, многие так и остаются в плену шаблонных мышлений, боятся выделиться из толпы и помнить свои потребности, а не навязанные социумом, боятся, что про них подумают плохо, будут критиковать и вообще боятся быть в центре внимания. Поэтому многие и остаются рядовыми сотрудниками в рядовых компаниях, и лишь изредка это совпадает с истинным призванием. А бизнесмен разрывает эти шаблоны, переходит через них.

Сейчас очень популярны различные секреты успеха: успешные люди рассказывают, как, будучи «стандартными» людьми, они в какой-то момент поменяли своё мышление, начали делать что-то новое, горели своим делом и в итоге добились многого. Все эти истории очень похожи между собой (за исключением, пожалуй, деталей), и это не плохо, это не обман, не шаблон – это тенденция. 

Итак, как же думает предприниматель 20 века:

  1. мыслит нешаблонно;
  1.  не боится экспериментировать;
  1. не боится ошибаться;
  1. видит в кризисных ситуациях точку роста;
  1. не переживает по поводу того, что о нем скажут другие;
  1. не боится заявлять о себе;
  1. не боится бросить вызов себе, обществу, другим предпринимателям.
Сейчас концепт человека находится в центре: человек работает с человеком для человека.

Как работает?

Во-первых, современный предприниматель горит своим делом. Давно уже никто не занимается бизнесом, потому что надо (за редкими исключениями династий в бизнесе, и то, если там нет желания, всё разваливается). Человек понимает, что он делает, зачем и что он получает в ответ моральное удовлетворение. 

Во-вторых, он тщательно подбирает команду, которая будет не только хорошо работать, но и быть хорошей командой в личных отношениях. Не случайно очень часто можно услышать про «dream team». Отходит в прошлое позиция, что коллектив должен быть объединен любовью к начальнику, но не друг к другу. Сейчас концепт человека находится в центре: человек работает с человеком для человека. 

В-третьих, бизнесмен старается выстроить рабочий процесс так, чтобы ни он, ни команда не выгорели. Это, в первую очередь, мотивация сотрудников: они должны работать не потому, что надо, иначе начальник будет ругаться, а потому что хотят, потому что понимают, ради чего они работают. Конечно, вся работа в любом случае должна быть выполнена, но сейчас всё больше учитываются личные границы сотрудников: работа в нерабочее время становится для многих скорее исключением, чем правилом, руководитель старается идти навстречу сотрудникам при возникновении проблем: перевод на дистанционную работу, отпуска за свой счет – при грамотном выстраивании рабочих процессов и управлении командой такой подход приведет к более ответственному отношению сотрудников к своим задачам, уважению руководства и, соответственно, более сплоченному коллективу, работающему максимально эффективно.

В-четвертых, современный предприниматель не боится учиться у людей и компаний, которые на данный момент достигли бОльших успехов в определенной сфере. И также не боится делиться своим опытом.

В-пятых, это активное продвижение своей деятельности в соцсетях, электронных СМИ. Конечно, это обусловлено временем, и те, кто этим пользуется наиболее грамотно, добиваются большего.

Важным стала не внешняя атрибутика, а содержание, свое дело и его развитие

Как выглядит?

Как вы, наверное, помните, в 90е годы бизнесмена можно было узнать по внешним атрибутам: дорогие костюмы (сразу вспоминается малиновый пиджак), золотые украшения. Человек всем своим видом показывал: у меня свой бизнес, я не как вы. Бизнесмены 2000-х – это, как правило, люди в хороших костюмах, которые много работают в офисе. А вот последние лет 15 тенденция во внешнем виде предпринимателей сместилась в сторону простоты. Мы вряд ли распознаем молодых (и не очень) бизнесменов в толпе, потому что они внешне не выделяются. Думаю, не зная, как выглядит, например, Павел Дуров, мы бы по внешнему виду не сказали, что это богатейшие люди.

Для них важным становится не внешняя атрибутика, а содержание, свое дело и его развитие. В целом это вписывается в общую тенденцию к минимализму и простоте в различных сферах: моде, дизайне и т.д.

Чаще всего это и достаточно простой в общении человек: он работает для людей и старается говорить на их языке, что оказывается вполне эффективным. 

Максим Дубровин: «всегда хотел быстро развиваться и при этом быть свободным, работая на себя».

Максим Дубровин – предприниматель современного типа

Один из примеров современного предпринимателя – основатель компании по доставке роллов «Инь-Янь» Максима Дубровина. Он начал работать с 14 лет на заводе, но уже с 16 лет понял, что нужно делать «что-то своё» – так началась его предпринимательская деятельность. Армия, работа в полиции, но душа просила другого. Как он сам пишет: «всегда хотел быстро развиваться и при этом быть свободным, работая на себя». 

Сейчас это молодой и успешный предприниматель, который за 3 года (активная продажа франшиз началась в 2020 году) создал целую сеть – на данный момент открыто 32 точки (19 из них по франшизе), который не боится делиться своими успехами в соцсетях. Не случайно, первые франчайзи-партнеры пришли к нему сами, увидев информацию о компании в интернете и проследив за ее деятельностью. 

Максим постоянно развивается: учится лучшему у таких компаний, как «Вкусвилл», «Додо Пицца», «Sber Экосистема». Выстроил команду профессионалов, которые не просто отлично работают, но и в роли наставников франчайзи-партнеров помогают ему расширить сеть (цель – 1 точка на 20 тысяч жителей), по сути, обучают, как вести бизнес. Он постоянно в движении, в новых идеях, которые начинают воплощаться в реальность (открытие точек за границей, открытие не точки доставки, а ресторана быстрого питания и т.д.). При этом процессы выстроены так, что у него остается время на себя и семью, что дает сил для новой активной работы.

В условиях современной суперактивной и нестабильной жизни такой "новый" образ оказывается максимально эффективным: бизнесмен нового типа, кажется, готов ко всему - и к кризисам, и к критике «от диванных экспертов», и к нагрузкам, но при этом он не забывает про себя, так как понимает, что только он сможет выстроить все процессы как надо. И сейчас именно за такими предпринимателями - будущее!