В последние годы доставка готовой еды становится одним из самых популярных бизнесов. Основной причиной этого становится изменение потребительского поведения: особенно начиная с пандемии 2020 года люди стали воспринимать доставку сначала как необходимость, потом привыкли к комфорту; для кого-то доставка готовой еды воспринимается как легкий способ устроить праздник дома; многие офисные сотрудники заказывают доставку обеда в офис, чтобы не тратить время на выход из здания, особенно в холодное время. Многие магазины и рестораны стали оказывать услуги по доставке еды, появляется большое количество точек доставки, особой популярностью пользуются доставки суши, роллов и пиццы. Однако не надо думать, что раз услуга популярна, то очень просто открыть точку доставки. В этой статье мы расскажем, почему доставка готовой еды является непростым бизнесом.
Поскольку компании по доставке еды работают, как очевидно, с едой, с продуктами, требуется в обязательном порядке соблюдать все нормы и правила, связанные с условиями хранения и обработки продуктов:
Казалось бы, это очевидные вещи, в любом бизнесе это важно, но небольшие отклонения от этих правил помимо того, что могут войти в привычку, могут привести к крайне негативным последствиям: в лучшем случае – к финансовым потерям, в худшем – причинить вред потребителям, и это одна из особенностей рынка доставки готовой еды.
В компании «Инь-Янь» все указанные требования соблюдаются: у всех сотрудников есть медкнижки, у нас периодические проводят санитарные проверки – нарушений не выявлено, случаев отравления нашей продукцией также не выявлено. Кроме того, мы умеем рассчитывать, сколько нужно заказывать продуктов, чтобы успеть их израсходовать и у нас они не пропадали, поэтому и финансовые потери в этом плане мы не несем.
Повара. На должности сушиста не может работать любой желающий, даже с образованием повара. Нужно время на специальную подготовку сотрудников. Помимо правильного обращения с продуктами и соблюдения рецептуры, важно, чтобы это был человек ответственный и честный: к сожалению, в этой сфере часто встречается воровство. И это важно проверять при приеме на работу. Кроме того, сушист должен много часов находиться на ногах, что тоже для многих тяжело. У нас, например, некоторые сотрудники уходили именно из-за этого. И брали новых людей, которым также предварительно требовалось обучение. Руководитель компании «Инь-Янь» Максим Дубровин сам первое время работал сушистом и не понаслышке знает, что это не просто. Поэтому экономить на зарплате сушистов не стоит.
Курьеры. Скорость доставки – одно из условий, почему люди выбирают конкретную компанию. Однако и тут никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств. На работу курьеров непосредственно влияют погодные условия: в сильный снегопад и гололед зимой или при сильных ливнях в теплое время доставка может задержаться вне зависимости от ее способа: и пешим курьерам мешает гололед, и автомобилистам, и доставщикам на самокатах или велосипедах. Доставщиков на автомобилях могут также задержать проблемы при заезде во двор и выезде из него, отсутствие места для парковки, сотрудники ГИБДД и банальные поломки. Увы, всё может случиться. И если поломки можно как-то предотвратить своевременной диагностикой, а погодные условия учитывать при обещании сроков доставки, то остальное может возникнуть внезапно.
Нагрузка. Стандартно на время с 17 до 20 часов приходится 70% всех заказов за день, и это надо учитывать при планировании выхода конкретного количества сотрудников в определенные дни и в определенное время. Но на 100% предсказать, сколько же будет заказов, невозможно. Из-за перегруза могут возникнуть задержки заказов: сушисты могут не успевать готовить, курьеры – доставлять. Увы, редко бывают случаи, когда заказчики вынуждены ждать заказа дольше запланированного времени (не только у нас, а везде). У нас был случай, когда 70% заказов выпали не на интервал в 3 часа, а на час, и это было очень напряжно, многие ждали заказа по 2 часа, что для нас в принципе недопустимо. Но это для нас только повод научиться еще точнее планировать количество заказов и, соответственно, количество сотрудников, а также учиться в кратчайшие сроки реагировать на резкий наплыв заказов.
Поставщики. В доставке готовой еды важно работать со свежими продуктами и с проверенными поставщиками. Мы несколько раз в неделю делаем заказы на поставку, и, увы, у поставщиков тоже бывают сбои, связанные с человеческим фактором, с поломками транспорта, с отсутствием конкретных позиций товара и т.д. И это тоже мы не можем предугадать заранее. Нас в «Инь-Янь» выручает при возникновении форс-мажора с поставками наличие большого количества собственных точек, многие из которых находятся относительно недалеко (мы стараемся открывать 1 точку на 20 тысяч населения), и можно у них занять продукты до разрешения проблем.
Для развития своего бизнеса по доставке готовой еды важно не отставать от технического прогресса. Причем это важно как для регулировки внутренних процессов, так и для коммуникации с потребителями.
Во-втором случае сейчас практически обязательно иметь не только сайт компании, но и приложение, потому что бОльшая часть заказов делается именно таким способом. В приложении должно быть все интуитивно понятно, клиенты должны видеть ассортимент, его описание, фотографии, отражающие реальность, цены, там же они могут участвовать в программах лояльности, акциях и т.д., а также получать информацию о состоянии своего заказа. И всё в одной коробке в руке, доступной в любом месте.
Что касается внутренних процессов, то мы в «Инь-Янь» разрабатываем обновленную (и это было существенно финансово затратно) собственную информационную систему, к которой будут подключены все наши точки, как открытые управляющей компанией, так и франчайзи-партнерами. Эта система позволит контролировать деятельность всех сотрудников, рассчитывать количество закупок и списаний, отслеживать финансовые и маркетинговые процессы. И как раз наше приложение является частью информационной системы «Инь-Янь». Кстати, мы готовим его улучшение.
Как вы видите, доставка еды – это сложный бизнес, при организации которого нужно учитывать огромное количество факторов и быть готовым ко всему и уметь на всё быстро и грамотно реагировать. Мы в «Инь-Янь» уже очень многое знаем, но нам есть куда развиваться. Сейчас у нас уже 33 точки, из которых 20 открыто по франшизе, и останавливаться мы не планируем, так как с каждой новой точкой получаем новые знания, всё лучше и лучше разбираемся в нюансах этого бизнеса. И мы готовы делиться своими знаниями с нашими франчайзи-партнерами.