Почему доставка еды – один из самых сложных бизнесов?

2023-09-08 13:28:33 Время чтения 10 мин 1743

В последние годы доставка готовой еды становится одним из самых популярных бизнесов. Основной причиной этого становится изменение потребительского поведения: особенно начиная с пандемии 2020 года люди стали воспринимать доставку сначала как необходимость, потом привыкли к комфорту; для кого-то доставка готовой еды воспринимается как легкий способ устроить праздник дома; многие офисные сотрудники заказывают доставку обеда в офис, чтобы не тратить время на выход из здания, особенно в холодное время. Многие магазины и рестораны стали оказывать услуги по доставке еды, появляется большое количество точек доставки, особой популярностью пользуются доставки суши, роллов и пиццы. Однако не надо думать, что раз услуга популярна, то очень просто открыть точку доставки. В этой статье мы расскажем, почему доставка готовой еды является непростым бизнесом.

Основной причиной этого становится изменение потребительского поведения: особенно начиная с пандемии 2020 года люди стали воспринимать доставку сначала как необходимость, потом привыкли к комфорту

Соблюдение всех требований

Поскольку компании по доставке еды работают, как очевидно, с едой, с продуктами, требуется в обязательном порядке соблюдать все нормы и правила, связанные с условиями хранения и обработки продуктов:

  1. нужно соблюдать все санитарно-гигиенические нормы как для сотрудников (наличие медицинской книжки, соблюдение правил гигиены при работе с продуктами и инструментами, поддержание чистоты), так и для условий хранения продуктов;
  2. регулярно нужно проверять сроки годности продуктов, проводить инвентаризацию, делать вовремя списания;
  3. нужно соблюдать все рецептуры приготовления блюд.

Казалось бы, это очевидные вещи, в любом бизнесе это важно, но небольшие отклонения от этих правил помимо того, что могут войти в привычку, могут привести к крайне негативным последствиям: в лучшем случае – к финансовым потерям, в худшем – причинить вред потребителям, и это одна из особенностей рынка доставки готовой еды.

В компании «Инь-Янь» все указанные требования соблюдаются: у всех сотрудников есть медкнижки, у нас периодические проводят санитарные проверки – нарушений не выявлено, случаев отравления нашей продукцией также не выявлено. Кроме того, мы умеем рассчитывать, сколько нужно заказывать продуктов, чтобы успеть их израсходовать и у нас они не пропадали, поэтому и финансовые потери в этом плане мы не несем.

Нас в «Инь-Янь» выручает при возникновении форс-мажора с поставками наличие большого количества собственных точек, многие из которых находятся относительно недалеко

Человеческий фактор

Повара. На должности сушиста не может работать любой желающий, даже с образованием повара. Нужно время на специальную подготовку сотрудников. Помимо правильного обращения с продуктами и соблюдения рецептуры, важно, чтобы это был человек ответственный и честный: к сожалению, в этой сфере часто встречается воровство. И это важно проверять при приеме на работу. Кроме того, сушист должен много часов находиться на ногах, что тоже для многих тяжело. У нас, например, некоторые сотрудники уходили именно из-за этого. И брали новых людей, которым также предварительно требовалось обучение. Руководитель компании «Инь-Янь» Максим Дубровин сам первое время работал сушистом и не понаслышке знает, что это не просто. Поэтому экономить на зарплате сушистов не стоит. 

Курьеры. Скорость доставки – одно из условий, почему люди выбирают конкретную компанию. Однако и тут никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств. На работу курьеров непосредственно влияют погодные условия: в сильный снегопад и гололед зимой или при сильных ливнях в теплое время доставка может задержаться вне зависимости от ее способа: и пешим курьерам мешает гололед, и автомобилистам, и доставщикам на самокатах или велосипедах. Доставщиков на автомобилях могут также задержать проблемы при заезде во двор и выезде из него, отсутствие места для парковки, сотрудники ГИБДД и банальные поломки. Увы, всё может случиться. И если поломки можно как-то предотвратить своевременной диагностикой, а погодные условия учитывать при обещании сроков доставки, то остальное может возникнуть внезапно.

Нагрузка. Стандартно на время с 17 до 20 часов приходится 70% всех заказов за день, и это надо учитывать при планировании выхода конкретного количества сотрудников в определенные дни и в определенное время. Но на 100% предсказать, сколько же будет заказов, невозможно. Из-за перегруза могут возникнуть задержки заказов: сушисты могут не успевать готовить, курьеры – доставлять. Увы, редко бывают случаи, когда заказчики вынуждены ждать заказа дольше запланированного времени (не только у нас, а везде). У нас был случай, когда 70% заказов выпали не на интервал в 3 часа, а на час, и это было очень напряжно, многие ждали заказа по 2 часа, что для нас в принципе недопустимо. Но это для нас только повод научиться еще точнее планировать количество заказов и, соответственно, количество сотрудников, а также учиться в кратчайшие сроки реагировать на резкий наплыв заказов. 

Поставщики. В доставке готовой еды важно работать со свежими продуктами и с проверенными поставщиками. Мы несколько раз в неделю делаем заказы на поставку, и, увы, у поставщиков тоже бывают сбои, связанные с человеческим фактором, с поломками транспорта, с отсутствием конкретных позиций товара и т.д. И это тоже мы не можем предугадать заранее. Нас в «Инь-Янь» выручает при возникновении форс-мажора с поставками наличие большого количества собственных точек, многие из которых находятся относительно недалеко (мы стараемся открывать 1 точку на 20 тысяч населения), и можно у них занять продукты до разрешения проблем.

Обязательно иметь не только сайт компании, но и приложение, потому что бОльшая часть заказов делается именно таким способом

Развитие технологий

Для развития своего бизнеса по доставке готовой еды важно не отставать от технического прогресса. Причем это важно как для регулировки внутренних процессов, так и для коммуникации с потребителями. 

Во-втором случае сейчас практически обязательно иметь не только сайт компании, но и приложение, потому что бОльшая часть заказов делается именно таким способом. В приложении должно быть все интуитивно понятно, клиенты должны видеть ассортимент, его описание, фотографии, отражающие реальность, цены, там же они могут участвовать в программах лояльности, акциях и т.д., а также получать информацию о состоянии своего заказа. И всё в одной коробке в руке, доступной в любом месте.

Что касается внутренних процессов, то мы в «Инь-Янь» разрабатываем обновленную (и это было существенно финансово затратно) собственную информационную систему, к которой будут подключены все наши точки, как открытые управляющей компанией, так и франчайзи-партнерами. Эта система позволит контролировать деятельность всех сотрудников, рассчитывать количество закупок и списаний, отслеживать финансовые и маркетинговые процессы. И как раз наше приложение является частью информационной системы «Инь-Янь». Кстати, мы готовим его улучшение. 

Как вы видите, доставка еды – это сложный бизнес, при организации которого нужно учитывать огромное количество факторов и быть готовым ко всему и уметь на всё быстро и грамотно реагировать. Мы в «Инь-Янь» уже очень многое знаем, но нам есть куда развиваться. Сейчас у нас уже 33 точки, из которых 20 открыто по франшизе, и останавливаться мы не планируем, так как с каждой новой точкой получаем новые знания, всё лучше и лучше разбираемся в нюансах этого бизнеса. И мы готовы делиться своими знаниями с нашими франчайзи-партнерами.