Последние 3 года нельзя назвать экономически стабильными: пандемия 2020 года, которая привела к закрытию ряда компаний, с одной стороны, и к переходу большинства людей на удаленку, с которой многие и после окончания пандемии не вышли, соответственно, пандемия увеличила количество людей, пользующихся услугами доставки, с другой стороны. События февраля 2022 года, которые привели к оттоку почти 420 тысяч человек из страны, уходу многих иностранных привычных компаний, с одной стороны, и появлению пространства для появления новых компаний, с другой. Мобилизация сентября 2022 года также увеличила количество уехавших из России – уехало около 700 тысяч человек, часть вернулась, часть нет и неизвестно, вернется ли. Получается, что количество платежеспособного населения, как и количество работников в России уменьшилось. При этом на разные сферы бизнеса все указанные изменения повлияли по-разному: какие-то компании вынуждены были закрыться в связи с резким снижением спроса, какие-то смогли выжить, быстро подстроившись под новые обстоятельства, какие-то появились, вовремя поняв новые запросы населения.
Люди всегда будут хотеть есть, это не та статья расходов, которой можно избежать. Доставка продуктов и готовой еды с 2020 года стала очень популярной услугой, поэтому выжить в кризис компаниям этой сферы будет легче. И недавнее исследование РБК показало, что люди скорее откажутся от походов на развлекательные мероприятия или в рестораны, чем от доставки готовой еды. В этой статье мы подскажем, что нужно делать, чтобы компаниям по доставке готовой еды оставаться на плаву в кризисные времена.
– Отток граждан и потеря некоторыми людьми работы приводит к уменьшению платежеспособного населения.
– При этом многие из тех, кто раньше предпочитал проводить время в ресторанах, могут перейти на более дешевый вариант доставки. Но совсем спрос на доставку не упадет, люди уже привыкли к такому варианту и рассматривают его либо как экономию времени, либо как способ поднять себе настроение в непростое время или порадовать близких.
– Растут цены на продукты, соответственно, на доставку, что может сделать также ее не такой доступной. Поэтому многие будут искать варианты доставки в более дешевом сегменте рынка.
– Появляется место на рынке за счет ушедших иностранных компаний и прогоревших отечественных, и это место надо как можно скорее занимать.
– Стараться по возможности не повышать или повышать не существенно цены на готовую продукцию. Конечно, это не просто, но реально. Мы в «Инь-Янь» уже несколько лет закупаем свежую рыбу у единого проверенного поставщика, причем он у нас один на все точки сети, открытые как управляющей компанией, так и франчайзи-партнерами. Это позволяет нам делать закупки по оптовым ценам без наценок, поэтому наши цены растут очень медленно.
– Учитывать сезонные изменения потребительского поведения. Сезон активности при заказе готовой еды, в частности суши и роллов – период с сентября по май. Летом спрос ниже на 15-20%, что обусловлено и желанием более легкой еды в жару, и каникулами для студентов, отпусками – для рабочего населения. Но это не значит, что летом совсем дела плохи. Например, мы в компании «Инь-Янь» научились не снижать обороты летом за счет нового меню, специальных предложений и акций. Хорошо также учитывать время православных постов и также предлагать на это время специальные блюда.
– Не экономить на рекламе. Эта статья расходов очень важна. Хорошая реклама продолжает говорить клиенту, что в компании все хорошо, а ее отсутствие может показать клиенту страх компании, ее неуверенность. В кризисное время некоторые компании могут закрыться, соответственно, освобождается рыночное пространство, которое при грамотном продвижении можно быстро и успешно занять. Важно не просто удерживать старых клиентов, но и привлекать новых. В частности, есть смысл мониторить состояние рынка, смотреть, какие компании из вашей или смежной области закрылись, чтобы переманить себе их клиентов.
– Не экономить на зарплатах сотрудникам. В любой ситуации нужно уважать людей, которые с вами работают. Если этого не будет, они либо уйдут, либо будут некачественно выполнять свою работу, что сведет на нет все усилия. Понятно, что о повышении зарплат говорить трудно, но и урезать ее не желательно. А мы в “Инь-Янь” при любых условиях периодически выплачиваем премии и бонусы сотрудникам.
– Проявлять заботу о клиентах. Помимо качественного сервиса и дружелюбного отношения (что не обсуждается – это обязательно), это могут быть мотивирующие надписи на упаковках, в сайте и в приложениях. Например, сервис доставки еды Самокат запустил телеграм-канал, где публикует поддерживающие сообщения для клиентов. Перекрёсток Впрок в марте провел вебинар с психологом, которая рассказывала, как справиться с тревожностью. Важно показать, что компания – это не просто бренд и сервис, это, в первую очередь, люди, такие же, как и потребитель, которые живут в той же реальности, понимают, какие проблемы могут быть у клиента. Важно отвечать на вопросы, заданные в приложении, реагировать на отзывы, слушать потребителя и стараться соответствовать его запросам.
Самое главное – понять, что кризис – это не просто непростое время, но и время новых возможностей, которых не просто не надо бояться, а важно вовремя подстроиться под новые условия, и тот, кто сделает это быстрее, выиграет и будет процветать. Мы в «Инь-Янь» знаем, как развиваться в любые времена, на крайний случай у нас есть финансовая подушка безопасности, которая поможет пережить проблемные ситуации, такой опыт у нас уже был. Поэтому мы не боимся кризисов и продолжаем масштабироваться, открывая по точке на 20 тысяч жителей. Активно продаем франшизы. На данный момент 20 из наших 33 точек открыты именно по франшизе. Нам доверяют, и мы это очень ценим.