Реклама благотворительности встречается везде: от интернет-сайтов до уличных билбордов. И наверняка вы хоть раз встречали сообщения, которые рассказывали о важности помогать разным категориям людей. Мы совместно с благотворительными организациями создаем рекламные кампании и продвигаем идею благотворительности разными способами. Выстраиваем качественную коммуникацию с целевой аудиторией на основе исследований, которые особенно важно проводить при работе с благотворительной сферой. В этой статье мы поделимся нюансами, которые стоит учитывать в рекламе данной сферы, а также расскажем об ее развитии.
Общая ситуация
В 2020 году из-за пандемии и общей неопределенности населения многие захотели помочь более уязвимым и нуждающимся людям. Это стало причиной значительного повышения благотворительных сборов по итогам года — результаты данных проекта «Русфонд. Навигатор» показывают, что по сравнению с 2019 годом рост совокупного сбора благотворительных организаций составил 6,9 миллиардов рублей. Это, кстати, самый большой прирост, начиная с 2016 года.
Так, к концу 20-го года сборы организаций, вошедших в «Русфонд. Навигатор», достигли суммы 26,4 млрд рублей.
Выбор жертвователей: фонды и категории
В сфере частной благотворительности, как и в любой другой, есть свои тенденции. Например, как показывает практика, новички чаще жертвуют деньги в косвенно знакомые им организации или в популярные фонды, которым доверяют. Но чтобы сделать благотворительный фонд узнаваемым, помимо честной работы, ему необходима продуманная и хорошо выстроенная коммуникация. Что касается граждан, которые постоянно занимается благотворительностью, они привычно взаимодействуют с выбранным пулом проверенных фондов и могут не так активно реагировать на рекламу.
Также жертвователи выбирают не только куда сделать взнос, но и кому. Исследование благотворительного фонда «КАФ» показало, что в ТОП-3 наиболее актуальных категорий входят: дети, бедные люди и религиозные организации. Дети занимают первое место — их поддерживают более половины аудитории.
Интересно, что по статистике, 76% всех некоммерческих организаций и фондов России оказывают помощь только детям. При этом возрастная группа до 15 лет составляют всего 3,3% из тех, кому действительно нужна помощь. И лишь 24% НКО одинаково работают как с детьми, так и со взрослыми.
Виды пожертвований
Наиболее распространенными видами пожертвований среди современной аудитории являются милостыня и нематериальная помощь: передача вещей в детские дома, церкви и другие организации. Однако из-за самоизоляции на фоне коронавируса доля людей, которые подают милостыню сократилась: 2019 год — 60%, 2020 — всего 32%.
Сейчас жертвовать можно и онлайн — с помощью ежемесячной подписки. Но несмотря на активность людей в соцсетях и интернете, доля таких пользователей составляет только 3% от общего числа жертвователей.
Большая часть рекламных кампаний строится на детских образах и адресной помощи конкретным детям. Создавая подобные рекламы, маркетологи часто эксплуатируют эмоции жалости: используют снимки больных детей, эмоциональные фразы и кричащие заголовки. Оценивать такие рекламные компании сложно и даже бессмысленно, особенно если они работают во благо. К сожалению, благотворительность в массовом сознании людей в России по-прежнему остается сферой, где много боли и страданий. Но далеко не все пользователи хотят видеть среди своего контента страдания других людей, даже если они готовы помогать. Поэтому есть немало и тех реклам, в основе которых лежат интересные открытия, используется игра слов, а вместо жалости — героизм и сила нуждающихся в помощи.
О взносах: 90% фондов в своих рекламных кампаниях призывают к ежемесячным регулярным пожертвованиям, пусть даже в минимальном объеме. Крупные фонды помимо обычных пожертвований часто предлагают обмен денег на фирменный мерч, благотворительные вечера и концерты, за которые выручка или ее часть пойдут в фонд. Это отличный способ, чтобы привлечь к благотворительности тех, кто еще ни разу ей не занимался.
По статистике 74% россиян хотя бы раз в жизни вносили пожертвования, и только 19% граждан занимаются благотворительностью на постоянной основе.
Благотворителей мы можем охарактеризовать, как наиболее активную часть российского общества. Это люди с высоким человеческим капиталом и активной жизненной позицией. Граждане, которые интересуются спортом, хотят вести здоровый образ жизни и следят за общественной повесткой. Благотворители в большей степени чувствуют ответственность не только за себя и свою семью, но и за страну, за общество. В них наиболее развито чувство справедливости. Опросы показывают, что только в 17% благотворители не чувствуют ответственности за страну и общество, при этом доля таких людей среди всего населения России составляет 57%.
Аудитория никогда не жертвует без какой-либо причины — у каждого из благотворителей есть свои мотивы, например:
Мы разобрали, какие мотивы чаще движут жертвователями. Теперь давайте разберемся, по каким причинам люди не хотят заниматься благотворительностью. Исследование аудитории показало, что в ТОП этих причин входят:
Таким образом, учитывая общее отношение разных сегментов аудитории к сфере благотворительности, нам необходимо комплексно работать с рекламой и информацией для потенциальных жертвователей. Например, для аудитории, которая проявляет эмпатию к проблемам людей, стоит рассказывать о них подробнее. В такой ситуации допустима коммуникация через адресную помощь, которая вовлекает аудиторию в истории. А вот пользователи, которые относятся к благотворительности осознанно, не всегда хотят видеть в рекламе страдание и боль. В этом случае мы должны выстроить рекламную кампанию благотворительности так, чтобы коммуникация визуально соответствовала образу жизни этого сегмента аудитории. Нам важно уметь взаимодействовать с разными людьми, понимать их настроения, анализировать их действия и делать выводы. Только такой кропотливый исследовательский подход поможет нам создать результативную коммуникацию с потребителями.
В качестве примера коммуникации в сфере благотворительности представляем рекламную кампанию, которую мы разработали вместе с благотворительным фондом AdVita. Реклама призывает сделать благотворительность привычкой и нормой образа жизни современных людей, такой как подписка на музыку, сервисы с фильмами и тд. Наша коммуникационная стратегия и рекламная кампания нацелены, в первую очередь, на людей, которые склонны к осознанной благотворительности, а не эмоциональной.
Подробнее об этом кейсе рассказываем на нашем сайте. Переходим, смотрим, оцениваем.