Формулы измерения рентабельности, что влияет на показатель и как его повысить.
Рентабельность — один из показателей оценки эффективности проекта или бизнеса, который помогает понять потенциальную отдачу от каждого вложенного рубля. Зная рентабельность, проще ответить на вопросы, стоит ли инвестировать деньги в предприятие и есть ли у бизнеса проблемные места, из-за которых теряется прибыль. Рассказываем об основных видах и показателях рентабельности и приводим формулы для самостоятельно расчёта.
Рентабельность в экономике — это экономический показатель, который отражает эффективность использования различных ресурсов предприятия или проекта для извлечения прибыли.
Простыми словами, чтобы узнать рентабельность, вычисляют соотношение двух главных показателей: прибыли и вложений. Поскольку рентабельность — это относительный показатель в процентах, полученное число умножают на 100 %.
Приведем простой пример расчета рентабельности от выручки. В торговом центре есть лавка, которая продаёт свежевыжатые яблочные соки. Килограмм яблок стоит 95 рублей, а стакан сока для покупателя — 215 рублей. Из 1 кг яблок выходит 3 стакана сока и 645 рублей выручки. Получается, что с каждого килограмма чистая прибыль равна 550 рублям: выручка – вложения. Зная прибыль и стоимость яблок, можно рассчитать рентабельность: 550 / 95 × 100 % = 579 %.
Чем выше этот процент, тем выше рентабельность бизнеса. Но это самый простой пример, и на практике проводить расчет рентабельности труднее. Ведь помимо основного ресурса — закупки продуктов, нужно ещё учитывать расходы на аренду помещения, заработную плату и налоги, количество списанного товара, стоимость оборудования, упаковки и затраты на рекламу.
Посчитать рентабельность предприятия или деятельности любого проекта можно на этапе планирования, в процессе реализации и в финале для подведения итогов. Приведем примеры, как рассчитать экономическую рентабельность по наиболее распространенной ARR (Accounting Rate of Return) формуле. В целом ARR — это и есть рентабельность, которую также называют нормой прибыли.
Такой вариант расчета используют, когда нужно определить показатель эффективности инвестиций в проект. Так выглядит формула для расчёта рентабельности вложений:
Пример: владелец кондитерской фабрики планирует выпускать новый сорт пастилы. Для этого ему нужно открыть современный цех и закупить оборудование на 5 млн рублей. Чтобы выяснить, окупятся ли его вложения, нужно спрогнозировать будущий размер прибыли. Сделать это удобно в таблице, построив простую финансовую модель. Чтобы не вводить данные вручную, можно использовать наш файл.
По последней строке в таблице необходимо вычислить среднюю чистую прибыль фабрики за 5 лет. Она равна 424 704 рублям. Эту цифру и нужно подставлять в формулу для расчета показателя рентабельности капитальных вложений.
ARR = (424 704 / (5 000 000 × 0,5)) × 100 % = 16,9 %
Получается, что каждый вложенный в бизнес рубль будет приносить в год около 0,17 рублей чистой прибыли. Владелец предприятия может оценить, низкий ли для него этот процент рентабельности или допустимый. Если хочется выше, стоит сократить издержки фабрики или найти другое оборудование.
Показатель рентабельности имущества предприятия определяют, если какие-то из активов можно продать после завершения проекта. Тогда конечную стоимость таких активов вычитают из суммы всех расходов.
Формула, как определяется рентабельность на основе остаточной стоимости:
Посчитаем на предыдущем примере с кондитерской фабрикой. Проект был составлен на 5 лет, и за это время закупленная техника получила износ, но всё равно осталась ценной. Допустим, её получится продать за 800 000 рублей.
ARR = (424 704 / (5 000 000 – 800 000) × 0,5) × 100 % = 20,2 %
Если учитывать стоимость продажи техники после 5 лет использования, рентабельность бизнеса окажется на 3,3 % (20,2 – 16,9) больше.
Показатель рентабельности, исходя из размера первоначальных инвестиций, имеет смысл рассчитывать в том случае, когда более 80-90% финансовых вложений приходятся на начало проекта. При этом прибыль бизнесмен будет получать в течение всего времени и равными частями. Доходность первоначальных инвестиций, например, можно рассчитать при покупке помещения, которое потом планируют сдавать в аренду на длительный срок. В этом инвестиционном проекте размер чистой прибыли будет несложно посчитать, так как можно заранее оценить арендную плату. Каждый год она будет увеличиваться на размер инфляции, но и его можно вычислить, взяв средние показатели роста за последние 5–10 лет.
Так выглядит формула для вычисления чистой рентабельности по размеру первоначальных инвестиций:
Если помещение стоит 1 850 000 рублей, а сдавать его собственник планирует за 15 500 рублей в месяц, тогда индекс рентабельности инвестиций составит:
ARR = (186 000 / 1 850 000) × 100 % = 10 %.
Зная рентабельность, можно объективно сравнить свой бизнес с основными конкурентами, рассчитать прогноз прибыли на будущий период и проанализировать, что стоит улучшить, от чего отказаться и какие есть слабые стороны, приводящие к потере прибыли.
Если рентабельность продаж не стабильна в течение нескольких месяцев и резко падает, бизнес теряет часть чистой прибыли. Отследив динамику рентабельности по разным видам прибыли, можно найти слабые стороны и понять, какому направлению стоит уделить первоочередное внимание.
Пример: если снизилась рентабельность по операционной прибыли, скорее всего, у компании возросли постоянные затраты — аренда помещений, оплата услуг обслуживающих организаций, зарплата управленцев. Возможно, стоит сократить расходы на премии, подобрать другого арендодателя и более экономно использовать электричество и воду.
Для расчета рентабельности берут чистую прибыль и соотносят её с выручкой. Но существуют и другие виды прибыли, для каждого можно рассчитать свой показатель рентабельности, и он будет отличаться.
Чтобы рассчитать индекс в зависимости от разных видов прибыли, нужно использовать общую формулу расчета рентабельности, изменяя только числитель.
ARRм = (маржинальная прибыль / затраты) × 100 %.
ARRо = (операционная прибыль / затраты) × 100 % и т. д.
Вот факторы, которые чаще всего влияют на уровень показателя рентабельности:
Есть несколько разновидностей и показателей рентабельности, с помощью которых можно оценить эффективность предприятия. Универсальной формулы финансовой рентабельности, которая подошла бы к любому типу производства и дала объективные показатели, нет. Расчет и анализ проводится не только на основании результатов продаж и вложений, учитываются и другие важные параметры бизнеса. Раскроем основные виды рентабельности и формулы для расчета.
ROS или рентабельность продаж — процентный показатель, который отражает отношение чистой прибыли к выручке за день, месяц, год или другой период. С помощью ROS можно оценить эффективность бизнес-процессов и актуальность ассортимента.
За основу берут два показателя: прибыль и выручка. При этом используют прибыль, полученную до налогов. В итоге расчёт показывает процентное число доли чистой прибыли в выручке. Это значение пригодится, чтобы узнать рентабельность объема продаж и понять динамику спроса и предложения.
Показатель рентабельности продаж вычисляется по следующей формуле:
Пример: в торговом центре работает кондитерский островок. Его прибыль до списания налогов за год составляет 3 млн рублей, а выручка 2 млн рублей.
Тогда ROS = (3 млн / 2 млн) × 100 % = 150 %
Чем выше значение в процентах, тем большую прибыль приносит бизнес владельцу.
Порог рентабельности — тот минимальный размер выручки, при котором бизнес может покрыть все текущие расходы и долговые обязательства. То есть после того, как бизнес преодолел порог, он вышел в ноль, а значит дальше работает только на получение чистой прибыли. Зная этот показатель, можно заранее спланировать, сколько предприятию нужно произвести готовой продукции или оказать услуг, чтобы не сработать в минус.
Вот формула для расчета порога рентабельности продаж:
Хорошим результатом принято считать, если компания преодолевает порог в период с 10 по 12 день месяца.
Но это усредненные значения, которые могут отличаться в большую или меньшую сторону в зависимости от планов продаж, уровня постоянных расходов и маржинальности компании.
Сам по себе показатель рентабельности продаж мало о чём говорит, и для оценки эффективности бизнеса нужно делать анализ за разные периоды. Динамику рентабельности следует считать по разным видам прибыли, но за равный промежуток времени, например, месяц или полугодие.
Ниже представлен анализ динамики рентабельности продаж на примере предприятия за 3 месяца работы.
Сначала считаем рентабельность от чистой прибыли компании. Для этого можете использовать наш файл или пример ниже:
Хоть выручка и чистая прибыль увеличиваются с каждым месяцем, рентабельность падает. Значит нужно рассчитать рентабельность продаж по отдельным видам прибыли. Для удобства расчёта можете воспользоваться нашим файлом.
Теперь стало понятно, что в декабре у предприятия сократилась рентабельность по маржинальной прибыли. Значит бизнес в этом периоде потратил больше средств на прямые производственные затраты. При дальнейшем анализе можно выяснить, например, что выросли закупочные цены на краску, порошок и другие расходные материалы у поставщика. Тогда надо подключать к работе снабженца и ставить задачу о поиске другого поставщика с более выгодными ценами.
Также из представленной динамики за 3 месяца в таблице видно, что в ноябре упала рентабельность по операционной прибыли. Значит у бизнеса увеличились затраты, которые напрямую не связаны с производством. Например, стала выше стоимость аренды склада или торгового помещения. Выхода два: просить скидку или искать нового арендодателя.
Углубленный анализ рентабельности продаж помогает бизнесу понять, где именно он теряет прибыль. Если проводить его регулярно, можно найти проблемные места, над которыми нужно работать для увеличения прибыльности.
ROA, или рентабельность активов — экономический показатель, который отражает отношение прибыли к стоимости суммы всех активов предприятия. Например, учитываются такие вложения: аренда или покупка имущества, техники, материалов, наличие кредитов. С помощью ROA можно оценить эффективность управления бизнесом — насколько активы приносят прибыль. Без показателя рентабельности активов владельцу будет сложно объективно увидеть картину положения бизнеса.
В качестве собственных активов, как правило, понимают суммарные активы предприятия. Сюда относят и оборотные, и внеоборотные, которые различаются по срокам использования.
Чтобы вычислить итоговую сумму всех активов, складывают показатели запасов, НДС по приобретенным ценностям, дебиторскую задолженность, деньги на счёте и в кассе, основные средства, доходные и долгосрочные финансовые вложения. Набор активов может быть больше или меньше в зависимости от рода деятельности предприятия. Чаще всего для вычисления рентабельности совокупных активов используют суммарную или среднюю стоимость активов за определенный период.
К оборотным активам предприятия относятся те, которые используются в текущей деятельности. Например, за отчётный месяц или квартал в оборотные активы могут входить сырьё, материалы и товары, а также финансовые расходы, краткосрочные ценные бумаги, дебиторская задолженность и НЗП (незавершенное производство).
В формулу для расчёта ROA по оборотным активам подставляют следующие показатели из бухгалтерского баланса:
Под внеоборотными понимают активы, которые бизнес использует в течение длительного срока, от 12 месяцев и более. Это могут быть основные имущественные средства, долгосрочные вложения и нематериальные активы.
В формулу для расчета ROA по внеоборотным активам подставляют такие значения из бухгалтерского баланса:
ROI, или рентабельность инвестиций — процентный показатель, который отражает отношение прибыли к вложениям в развитие проекта или бизнеса. Например, учитываются затраты на маркетинг, закупку новых и более современных материалов, расходы отдела продаж. При помощи ROI можно оценить эффективность потраченных денег на развитие бизнеса.
В качестве прибыли считают все доходы, которые были получены за общее время инвестирования. А в значения стоимости продажи и приобретения подставляют цены, за которые были проданы и куплены активы.
ROFA, или рентабельность основных производственных фондов — показатель, с помощью которого определяют доходность от использования основных активов, задействованных в процессе производства. К основным активам чаще всего относятся здания, оборудование, автомобили, гаджеты и другие ценные вещи, которые не расходуются, а только изнашиваются.
ROE, или рентабельность своего капитала — важный финансовый показатель для инвесторов и собственников бизнеса, который отражает, как соотносится размер чистой прибыли с собственным капиталом. Проще всего вычислить ROE по формуле: чистую прибыль разделить на собственный капитал и полученное число умножить на 100. Но для того, чтобы получить более точный процент, лучше использовать метод Дюпона, разбив показатель на три важные составляющие. Для этого потребуется узнать рентабельность предприятия по чистой прибыли, суммарную оборачиваемость активов и соотношение заемного капитала в активах предприятия к собственным средствам (коэффициент финансового левериджа).
ROL, или рентабельность персонала показывает, какую отдачу предприятию приносят суммарные затраты на сотрудников. Так можно узнать, насколько эффективно ведётся кадровое управление и определить, на каком уровне находится производительность предприятия. Также с помощью ROL можно понять, как распределены трудовые ресурсы внутри организации и определить, есть ли переизбыток кадров.
ROM, или рентабельность продукции показывает, какой процент прибыли содержится в каждом потраченном рубле на производство продукта. Значение ROM необходимо рассчитывать отдельно для каждого вида товара или услуги. Зная его, бизнес сможет оценить, что из ассортимента стоит снять с производства и продажи, а на какую единицу продукции лучше сократить издержки.
Нет единой нормы рентабельности проекта, поскольку итоговый процентный показатель учитывает множество индивидуальных особенностей компании. На него влияют: ежемесячные расходы, размер инвестиций и прямые затраты на производство.
Точно можно сказать только про значение чистой рентабельности, близкое или ниже 0 % — в этом случае бизнес считается убыточным.
В качестве примера нестабильности показателя рентабельности можно привести сферу ресторанного бизнеса. Если до пандемии COVID-19 нормой ARR считалось значение в 30 %, то в разгар ограничений и во время восстановления отрасли нормальный показатель упал до 10–15 %.
Не существует единого диапазона значений, при котором финансовый порог рентабельности считается оптимальным. Всё зависит от видов деятельности предприятия, постоянных затрат, объемов производимой продукции или количества оказанных услуг. Рентабельность в 30 % для некоторых бизнес-сфер может означать сверхприбыльность, а для других только среднюю рентабельность. Чаще всего к низкорентабельному бизнесу относят порог в 1–5 %, а к убыточному — менее 0 %.
Чтобы повысить рентабельность, практически всегда нужно уменьшить стоимость ресурсов и увеличить выручку. Эти два пути используют и по отдельности, и вместе, всё зависит от того, насколько критичен порог рентабельности. Например, можно одновременно увеличить цену на персиковый сок и искать поставщика, у которого будет более выгодная закупочная стоимость персиков.
Помимо этих двух распространенных способов повышения рентабельности бизнес использует и другие приемы:
Обзор российских CRM для e-commerce найдете здесь.
Платформа PromoPult объединяет разные рекламные каналы в одном аккаунте — здесь можно быстро запустить контекстную и таргетированную рекламу, настроить SEO с финансовой гарантией результата, воспользоваться бесплатными инструментами для селлеров — рекламным биддером, мониторингом позиций в поиске Wildberries и аналитикой бустера. Все сложные технические процессы автоматизированны, за счет этого бизнес экономит время и бюджет. Настроить рекламу сможет даже новичок, но если нет времени разбираться, специалист PromoPult бесплатно создаст и настроит проект под цели бизнеса, достаточно пополнить баланс аккаунта на сумму от 3000 рублей.
Многие из приёмов повышения рентабельности требуют вложений капитала в бизнес. Например, чтобы автоматизировать и модернизировать производство, придётся заложить дополнительные расходы: купить оборудование, переобучить сотрудников, оценить рентабельность инвестиций самостоятельно или с помощью бизнес- аналитиков.
Рентабельность — относительный показатель в процентах, который помогает владельцу бизнеса увидеть эффективность от использования тех или иных ресурсов. Проводить такой анализ нужно регулярно, чтобы оценить эффективность работы компании, сделать краткосрочный или долгосрочный прогноз прибыли и понять отдачу от вложения заемных капиталов или собственных средств. Есть много способов увеличить рентабельность, главное — вовремя найти проблемные места и работать над повышением эффективности бизнеса.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqwQrZQV