Факторы ранжирования карточек товаров в поиске Wildberries

2024-08-08 12:24:52 Время чтения 19 мин 219

Что влияет на место товара в выдаче и как пробиться в топ.

Большая часть пользователей Wildberries ищут товары не в каталоге, а через поиск маркетплейса. За конкуренцию между карточками товаров в поиске отвечает алгоритм, который оценивает релевантность предложений продавцов запросам пользователей. Формулу маркетплейс держит в секрете, но факторы ранжирования и их влияние на выдачу известны. В этой статье рассказываем о них подробнее.

Как работает поисковая система Wildberries

Для посетителей Wildberries алгоритм работы поисковой системы ничем не отличается от поисковых систем любых других маркетплейсов — достаточно ввести в поисковую строку запрос и получить выдачу с релевантными товарами:

Для селлеров важно понимать особенности работы поискового алгоритма, чтобы знать, как повысить позиции карточек товаров и получить больше продаж.

Wildberries постоянно совершенствует поисковый алгоритм. Над этими процессами работает команда асессоров и специалистов по оптимизации поиска.

Вот этапы работы поискового алгоритма Wildberries:

1. Товары проходят индексацию. После того как селлер загрузил товары в магазин, система индексирует их и собирает данные о каждой товарной единице в базу данных. Учитывается название товара, описание, его характеристики, цена, изображения и т. д.

2. Запросы пользователей обрабатываются. После того как пользователь ввел в строку поиска запрос, умный алгоритм выделяет ключевые слова в запросе, определяет синонимы и обрабатывает опечатки.

3. Поиск товаров по запросу. На этом этапе алгоритм ищет релевантные запросу товары и сопоставляет их с теми, что внесены в базу. В выдачу попадают те товары, которые соответствуют запросам пользователей.

4. Формируется поисковая выдача. Все соответствующие запросу товары сортируются с учетом факторов ранжирования. В результате пользователю показывается товарная выдача, где на первых позициях представлены наилучшие результаты. При определении места в выдаче используются автоматические алгоритмы, которые применяют повышающие или понижающие коэффициенты.

У алгоритма Wildberries есть свои особенности сопоставления пользовательских запросов с проиндексированными товарами. 

Вот что надо знать:

  1. Поиск работает со смысловыми значениями, то есть учитывает интент запроса пользователя, а затем анализирует разные поля карточек товаров, чтобы найти там релевантные значения.

Например, пользователь ввел в строку запрос «крем для лица с spf». Умный алгоритм анализирует содержимое карточек и находит те, что соответствуют запросу. Вот почему при оформлении карточки товара важно добавлять ключевые фразы в текстовое описание, а также размещать их на креативе.

  1. Товар попадает в поисковую выдачу, когда соответствует запросу. При этом для алгоритма не важно, совпадают ли на 100% ключевые фразы в описании с заданным запросом или нет. Даже если запрос не соответствует напрямую тексту в карточке, алгоритм поймет, что именно этим товаром интересовался посетитель. Кроме информации в карточке товара система анализирует и поведение пользователя.

Например, по запросу «крем для лица с spf» алгоритм выдаст соответствующий товар. Но даже если мы введем «крем с spf», ВБ покажет в выдаче кремы для лица плюс предложения купить кремы для тела с spf защитой или детские кремы. Для уточнения и сужения поиска алгоритм предлагает различные варианты запроса, которые помогут пользователю быстрее найти нужный товар.

  1. Поисковый алгоритм учитывает контекст запроса и ищет информацию в соответствующих полях. Если человек ищет товар определенного бренда, поисковый алгоритм будет искать эту информацию в карточке товара в поле «бренд».

Например, пользователь ищет товар по запросу «косметика Aravia». Алгоритм учитывает контекст и выдает соответствующие карточки. Поэтому в примере ниже все карточки в названии бренда содержат «Aravia». 

Информация внутри карточки из выдачи:

  1. Фото должно соответствовать товару. Это важнейший фактор, который учитывается при ранжировании в поиске. Если на фотографии изображен не заявленный в названии и описании товар, карточка будет исключена из выдачи.

Зачем Wildberries ранжирует товары в поиске 

Ранжирование — это сортировка товаров по определенным критериям, которая позволяет сузить поиск пользователя до лучших предложений.

Ранжирование товаров в поиске нужно маркетплейсу для решения таких задач:

  1. для облегчения покупателям поиска товаров на платформе. Ранжирование позволяет пользователю сразу же увидеть товары с лучшей ценой, отзывами, рейтингом продавцов, быстрой доставкой и т. д.
  2. для обеспечения честной конкуренции между продавцами. На платформе тысячи селлеров, которые предлагают покупателям аналогичный товар. Система учитывает рейтинг продавца, отзывы и условия продажи, тем самым поднимая вверх лучшие магазины и стимулируя других улучшать сервис. 

Какие факторы влияют на ранжирование товаров в поиске WB

При формировании выдачи алгоритм учитывает десятки факторов, каждый из которых имеет большее или меньшее влияние на занятое товаром место. Остановимся на основных, официально подтвержденных Wildberries.

Объемы продаж товара

Это самый влиятельный фактор. Влияние на место карточки в выдаче — от 15 до 30%. Для маркетплейса большую роль играет стабильность спроса, поэтому на первые места попадают предложения селлеров, которые продали конкретного товара больше всего.

Как учитывается объем продаж:

  1. Для алгоритма важнее недавние продажи, чем продажи месячной давности. Например, есть два магазина, которые продают наушники Samsung. У этих магазинов приблизительно одинаковое количество продаж товара за весь период. Но один продал за последние три дня 50 пар наушников, а второй продал за этот же период только 10 пар. Соответственно, алгоритм проранжирует товары первого продавца выше, чем второго.
  2. Возвращенные товары и отказы не считаются продажами для ранжирования. Надо понимать, что отказы от товара и частые возвраты могут негативно повлиять на рейтинг продавца, поскольку это снижает уровень удовлетворенности клиентов. Также процент выкупа является одним из важнейших показателей для продавцов на Wildberries. Подробнее о расчете этого показателя читайте здесь
  3. Товар исключается из ранжирования, если обнаружены подозрительные операции, в частности, самовыкуп товаров — к нему часто прибегают продавцы для повышения оборачиваемости. Почему так важна оборачиваемость на маркетплейсе, читайте здесь.

Объем продаж сложно обеспечить только за счет оптимизации карточки товара или внутренней рекламы. Необходимо привлекать трафик из внешних источников, прежде всего, из Яндекса и ВКонтакте. Сделать это в режиме одного окна можно в PromoPult. Настраивайте рекламу в Яндекс Директе и VK Рекламе в едином простом интерфейсе, пополняйте один аккаунт и автоматизируйте маркировку креативов. При пополнении баланса на сумму от 3000 рублей специалист PromoPult настроит кампанию бесплатно.

Рекламное продвижение 

Влияние — от 15 до 25%. На данный момент это второй по весомости фактор.

Рекламное продвижение стало дополнительным фактором ранжирования на Wildberries. Суть его заключается в том, что маркетплейс отменил ограниченное число рекламных мест в выдаче поиска, рекомендациях и каталоге. В результате был внедрен новый инструмент платного продвижения в поисковой выдаче, который получил название «Бустер». Он представляет собой автоматическую кампанию, которая обеспечивает размещение рекламы на поиске и в каталоге WB.

Как влияет «Бустер» на поисковую выдачу:

  1. Учитывается ставка. Инструмент работает как дополнительный фактор ранжирования на основе аукциона. Для улучшения позиций в поиске продавцу достаточно увеличить ставку. 
  2. Учитывается релевантность товара запросу. Чем больше товар соответствует запросу, тем выше шансы попасть на высокие позиции в выдаче. 

Подключение «Бустера» повышает вероятность попадания карточки в топ. Например, два магазина продвигаются по запросу «беспроводные наушники Samsung», но один селлер подключил платное продвижение на поиске, а второй нет. В этом случае с большей вероятностью более высокие позиции займет карточка, для которой подключен бустер. О бустере и других инструментах продвижения товаров на Wildberries читайте в нашем гайде.

Создавать автокампании, управлять ставками в автоматическом режиме и анализировать, как бустер повлиял на позиции карточек товаров, можно в PromoPult. В процессе настройки помогут AI рекомендации мастер-фраз и ставок. Можно добавить фразы-исключения и фиксированные фразы, чтобы показываться только по релевантным запросам. Бесплатный биддер корректирует ставки в ваших кампаниях в режиме онлайн на основе ставок конкурентов и заданного бюджета. Аналитика бустера представлена в виде наглядного дашборда и таблицы, где сразу виден рост позиций карточек. Подробно о настройке биддера и аналитике бустера рассказали здесь.

Скорость доставки заказа

Влияние — от 30 до 40%.

Для площадки важно, чтобы товар доставлялся покупателю максимально быстро и на максимально выгодных условиях. Поэтому оценивается время доставки заказа, расстояние до покупателя и время сборки. 

Для успешной работы на Wildberries при продаже со своего склада по модели «Маркетплейс» важно грамотно организовать логистику. Инструкция по FBS Wildberries с тарифами и адресами складов — здесь

Конверсия товара

Влияние составляет от 5 до 20%.

Конверсия рассчитывается для каждого товара как соотношение числа просмотров и переходов в карточку к количеству покупок. Этот индивидуальный показатель сообщает алгоритму, насколько предложение интересно покупателям. Если товар продается редко, система автоматически понизит его в выдаче.

Например, карточку А покупатели просматривали 1000 раз и совершили 50 покупок. То есть конверсия этого товара составила 5%. Карточку Б покупатели просматривали 800 раз и совершили 80 покупок. Конверсия товара составила 10%. Значит, конверсия товара Б выше, чем товара А, и Wildberries будет показывать этот товар выше.

Рейтинг заполнения карточки товара 

Влияние — до 10%.

Алгоритм оценивает контент и наполнение карточки товара. При ранжировании отдается предпочтение карточкам, которые предоставляют максимально исчерпывающую информацию о продукте.

Что важно при заполнении карточки:

  1. Качество текстового контента. Оценивается лаконичное и точное название товара, подробное и информативное описание.
  2. Качество креативов. В карточке должны быть качественные фотографии, также в ней может быть инфографика (с размерами, габаритами, составом, свойствами) и видеообзоры.
  3. Наполненность карточки. Продавец должен предоставить исчерпывающую информацию о товаре. Чем больше разделов заполнено, тем лучше. 
  4. Работа с ключевыми словами. Алгоритм сопоставляет запрос пользователя с ключевыми фразами, прописанными в карточке товара — так он определяет релевантность запроса. Поэтому важно грамотно оптимизировать тексты описания, название и характеристики товаров. Подробная инструкция по SEO для Wildberries — в этой статье.
  5. Цена и скидки. Это важный коммерческий фактор ранжирования в условиях высокой конкуренции. Задача алгоритма — предоставить пользователю максимально выгодные варианты. Скидки и акции позволят сделать предложение еще более привлекательным. Подробно про скидки на WB мы рассказывали здесь.
  6. Условия покупки. В карточке товара должны быть перечислены все возможные условия оплаты заказа и доставки. Чем быстрее указаны интервалы доставки, тем лучше будет ранжироваться карточка. 

Больше о наполнении и оптимизации карточки товара на Wildberries читайте в нашей инструкции.

Рейтинг продавца 

Влияние — от 1 до 10%.

Для платформы важно, чтобы покупатели оставались довольны сервисом и не уходили на другие маркетплейсы. Каждый продавец в личном кабинете селлера может посмотреть свой рейтинг. Чем он выше, тем более высоко будут ранжироваться товары. 

Рейтинг продавца рассчитывается по формуле:

(ДЗ/З-ОЗ) * 100%

где ДЗ — доставленные заказы;

З — все поступившие заказы;

ОЗ — отмененные в течение 10 минут заказы.

Например, на склад селлера поступило 500 заказов, отменено в течение первых 10 минут 50 заказов, а доставлено 430.

Рейтинг продавца составит:

(430/500-50) * 100% = 95,5%.

Участие в промоакциях и скидки 

Влияние — от 1 до 10%.

Чем более доступную цену предлагает продавец и более высокое качество, тем выше поднимаются его карточки в выдаче. Участие в промоакциях помогает простимулировать покупателей совершить покупку и повысить оборачиваемость товара.

Поэтому продавцы заинтересованы в участии в таких акциях, как Черная пятница и Киберпонедельник, а также акциях, приуроченных к 8 марта, Новому году, 14 февраля и т. д. Подробнее о том, как подготовиться к распродажам на Wildberries, читайте в этом материале.

Индекс цены

Влияние — от 3 до 10%.

Для площадки важен уровень цен не только во время акций, но и при регулярных продажах, поскольку для покупателей именно цена является одним из основных факторов в принятии решения о покупке. 

Индекс цены — показатель, который показывает привлекательность конкретного товара продавца по сравнению с такими же товарами других селлеров и товарами на прочих площадках — интернет-магазинах и маркетплейсах. 

Рейтинг товара и отзывы покупателей. 

Влияние — от 1 до 10%.

Алгоритм ВБ учитывает уровень удовлетворенности покупателей полученным товаром. Любой негативный отзыв или низкая оценка приводят к понижению рейтинга товара, что делает его непривлекательным в глазах целевой аудитории. Вот почему продавцу важно работать с отзывами, быстро отвечать на вопросы, а также уметь уладить форс-мажорные обстоятельства, которые вызвали недовольство клиента.

Вот где отображается рейтинг товара в десктопной версии WB:

А вот — отзывы, вопросы, фото и видео покупателей:

Умный алгоритм площадки рассматривает все перечисленные факторы и по специальной формуле рассчитывает оценку релевантности каждого товара-кандидата в поиске. После расчета происходит сортировка товаров от большей оценки к меньшей, и таким образом формируется окончательная поисковая выдача.

Чтобы заметить прогресс или наоборот падение карточек товаров в выдаче ВБ вовремя, пользуйтесь бесплатным инструментом «Мониторинг позиций». Он ежедневно снимает позиции по кластерам ключевых запросов, а раз в неделю на почту приходит отчет со статистикой видимости и продаж. Как подключить инструмент, читайте в нашей инструкции.

Что может понизить товар в выдаче: частые ошибки 

Чтобы карточка высоко ранжировалась в поиске Wildberries, маркетплейс не рекомендует:

  1. Часто перечислять одни и те же слова или их словоформы в названии. Например, ботинки, ботики и т. д.
  2. Включать в карточку название разделов сайта ВБ, а по сути — «хлебные крошки» (например, "Главная/Смартфоны/Realme").
  3. Использовать спецсимволы: $, #, @, &.
  4. Дублировать одни и те же слова в описании.
  5. Использовать изображения не своих товаров в качестве креатива.

Учитывайте факторы ранжирования, разрабатывая стратегию продвижения на Wildberries, и пользуйтесь инструментами PromoPult, чтобы эффективно управлять внутренней рекламой, отслеживать аналитику и привлекать внешний трафик.

Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2Vtzqx6Tnaf