История CD project RED: от торговли пиратскими дисками до капитализации в 2 миллиарда долларов

2024-06-03 11:24:18 Время чтения 16 мин 1131

Два поляка сделали компанию на два миллиарда долларов. Интересно, а хера у них тоже два?

Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем так, для души.

Сегодня расскажем о нелегкой истории CD Projekt Red. Как компания несколько раз чуть не потеряла все деньги и угодила в суд, просто делая игры по вселенной «‎Ведьмака».

Рождение CD Projekt — два поляка торговали пиратскими играми 

Основатели CD Projekt, Марчин Ивинский и Михал Кициньский, были знакомы еще со средней школы. В 90-х они вместе продавали пиратские дискеты. Но в 94 году в Польше приняли закон об авторском праве. Марчин с Михалом поняли, что торговать пиратскими играми будет все труднее и надо работать в белую.Тогда же CD-диски стали популярнее дискет — и бизнес друзей стал неактуален.

В том же году Марчин с Михалом основали компанию по продаже лицензионных CD-дисков. Название выбрали простое — CD Projekt. Компания одной из первых стала импортировать в Польшу зарубежные игры на CD-дисках. Они завезли в страну 7th Guest, Ace Ventura, Neverwinter Nights, две части Baldur’s Gate и другие игры.

Иронично, но главной проблемой для молодой CD Projekt стали пираты. Трудно конкурировать, когда ты продаешь лицензию за 15 евро, а пираты за 3. При этом новый закон об авторском праве не сильно помог. Крупных торговцев пиратскими играми стало меньше, но отследить и остановить мелких пиратов было сложнее.

CD Project решили не судиться с пиратами, а повышать ценность своего продукта. Они начали делать польскую локализацию для игр, которые продавали. Все пиратские игры тогда были на английском языке, а в Польше его знали плохо. Поэтому игра на польском смогла бы привлечь больше игроков и не конкурировать с пиратами.

Такое решение себя оправдало. Например, в первый же день локализованную версию Baldur's Gate 1 купили 18.000 тысяч человек и CD Project заработали на этом 540 000 евро. Но у компании были амбиции, они хотели не просто продавать чужие игры, но и делать свои.

Тогда СЕО CD Projekt Red еще не представлял, что его ждет…

Основание CD Projekt Red — студия решила делать игры про ведьмака 

Для разработки игр CD Projekt основали в 2002 году дочернюю компанию — CD Projekt Red. В то время в Польше хайпила серия книг о ведьмаке Геральте. Книги продавались большими тиражами, а автора саги прозвали польским Толкиеном. Поэтому главной мечтой компании было сделать игру по «Ведьмаку». 

Но CD Projekt Red были не первыми, кому пришла такая идея. Еще в 1996 году польская студия Metropolis над игрой по вселенной «Ведьмака‎». Но издатель не поверил, что игра про славянский фольклор будет популярной на западе. В итоге проект заморозили, а от игры остались лишь скриншоты.

Так выглядела первая игра о ведьмаке Геральте от студии Metropolis

CD Projekt Red очень хотели получить права на игру по «Ведьмаку», но столкнулись с трудностями. Помимо Metropolis, у которых нужно было выкупить права, появился Сапковский. Чтобы компания получила его разрешение на создание игры, нужно было заплатить. Компания без раздумий заплатила автору книги $9.500, а Metropolis около $4.000.

Выкупив права, CD Projekt Red стала собирать команду. Игровая индустрия в Польше только зарождалась и специалистов не хватало. Поэтому компания нанимала всех, кто умел что-то делать: от банкиров-программистов до докторов-художников. По словам основателя CD Projekt, они не понимали, как делать видеоигры, поэтому учились в процессе разработки.

Успех CD Projekt Red — серия игр по Ведьмаку заработала 400 миллионов долларов 

Разработка первой игры по «‎Ведьмаку» была сложной. Компания думала, что для игры хватит 10 человек, но уже к концу разработки их стало 100. Кроме того, сама разработка затянулась на 5 лет и съела все сбережения CD Projekt Red, а это около 16 миллионов евро. 

Чтобы довести проект до конца, все сотрудники последние полгода работали по 12 часов в день без выходных. Времени было так мало, что глава разработки спал прямо за рабочим столом, чтобы не тратить время на дорогу до офиса.

Адам Бадовски, глава разработки CD Projekt Red за своим рабочим столом

Компания до последнего не верила, что игра окупится, но уже в первые 3 месяца они продали 600 тысяч копий. Игра хорошо продалась в России, Польше и Америке. А к 2014 году CD Projekt Red продали 3 миллиона копий The Witcher 1 и заработали более 30 миллионов долларов. Первый «‎Ведьмак» показал, что игрокам интересна славянская культура и обеспечил выход продолжений.

Скриншот из игры The Witcher 1

Окрыленная успехом, CD Projekt Red решила начать работу сразу над второй и третьей частью «Ведьмака». А по контракту с издателем еще и обязалась сделать версию «Ведьмака» для консолей. В итоге такой оптимизм чуть не довел компанию до банкротства.

Проект для консолей студия доверила подрядчику. CD Projekt Red выделяла много денег, но ничего не получала взамен. Более того, руководству CD Projekt Red приходилось отвлекаться от продолжения «Ведьмака» и решать проблемы в проекте подрядчика. А потом грянул кризис 2008 года. Компания поняла, что у неё не хватит ресурсов, чтобы закончить проект и закрыла его.

Издателю такое решение не понравилось. Он потребовал компенсировать упущенную прибыль из-за отмены игры. CD Projekt Red была на грани банкротства и заплатить не могла. Поэтому компания договорилась, что выплатит компенсацию за счет продаж второго «‎Ведьмака». CD Projekt Red заморозила все сторонние проекты и в спешке приступила к работе над The Witcher 2.

Разработка второго «‎Ведьмака» была очень напряженной. Студия решила делать игру на новом движке, который еще не был готов. Поэтому первый год разработчики делали игру почти вслепую, без возможности посмотреть и протестировать свои наработки. Финальную часть игры вовсе сократили наполовину, чтобы скорее выпустить игру.

Релизная версия игры получилась сырой и компания еще долгое время устраняла ошибки. Но игрокам второй «‎Ведьмак» понравился, он собрал хорошие оценки критиков и награды. Всего было продано больше 5 миллионов копий, а CD Projekt Red заработали около 70 миллионов долларов.

Скриншот из игры The Witcher 2

Компания пережили кризис и рассчитались с издателем. Теперь CD Projekt Red могли вернуться к третьему «Ведьмаку», работу над которым заморозили из-за кризиса 2008 года. Студия хотела, чтобы третья часть ощущалась как полноценная игра, а не «Ведьмак 2.5». Поэтому особое внимание уделила графике и открытому миру.

На разработку игры ушло 3 с половиной года и 61 миллион долларов. Третий «Ведьмак» не просто стал успешным, а сразу превратился в икону RPG-игр. Игра завоевала 251 награду «Игра года» и принесла разработчикам 330 миллионов долларов. Всего же было продано более 50 миллионов копий, что делает The Witcher 3 одной из самых продаваемых игр в истории.

Сколько заработала каждая игра по «‎Ведьмаку»

Грусть CD Projekt Red — Сапковский хочет денег 

Но у такого ошеломительного успеха была и обратная сторона. В 2016 году Анджей Сапковский потребовал от компании компенсаций. Разве он не получал процента с продажи игр? Нет! В действительности он получил только $9.500 за продажу лицензии и больше ничего.

Как говорил сам Анджей Сапковский: «Я был настолько глуп, что продал им права за всю сумму. Они мне предложили процент от прибыли, но я отказался, сказав, что прибыли не будет вообще: „Отдавайте мне мои деньги сейчас же! Всю сумму“. Я был глуп. Настолько глуп, что оставил все в их руках, поскольку не верил в их успех. Но кто мог его предвидеть? Я не мог».

Анджей Сапковский (недовольный)

Сапковский упоминал в разных интервью, что игры по «Ведьмаку‎» нанесли вред его книгам. Многие издатели стали размещать на обложках книг не оригинальные иллюстрации, а картинки из игр CD Projekt Red. Как считает писатель, из-за этого его книги стали воспринимать как вторичные произведения, написанные по мотивам игры, а не наоборот. 

«Увидев на обложке моей книги картинку из игры, многие предположили, что игра вышла раньше. Серьезные читатели научной фантастики и фэнтези презирают такую литературу и не покупают ее, потому что, во-первых, она вторична и не оригинальна, а во-вторых, она совершенно не имеет никакой ценности для тех, кто ни в какие игры не играет», — отмечал Сапковский.

C 2016 года ситуация немного изменилась. Теперь у издателей популярен Генри Кавилл

Анджей Сапковский запросил у CD Projekt Red 15 миллионов долларов из-за неуплаты роялти. Как такое может быть возможно, учитывая, что он сам добровольно отказался от процента с продаж? Чтобы это понять, нужно обратиться к польскому законодательству.

Согласно статье 44 «‎Закона об авторских правах», если человек купил у автора права на произведение за небольшие деньги, а заработал на этих правах намного больше, то автор может через суд запросить компенсацию. Что и сделал Сапковский.

Компания смогла мирно урегулировать спор. Детали соглашения, конечно, не раскрываются, но Сапковский на время утих. Возможно, нашел новых жертв в лице авторов сериальной адаптации «Ведьмака‎».

Конкуренция с пиратами заставила CD Projekt Red создавать дополнительную ценность для своих игр. Локализация, бесплатные дополнения и улучшение игр позволило компании обрести популярность во всем мире несмотря на возникшие трудности. И даже ворчун Сапковский признал, что графика в игре получилась отменной.

«Ведьмак» показал игрокам необычный взгляд на мир фэнтези и создал отдельную категорию игр — европейские RPG. А ещё CD Projekt Red смогла выделиться среди американских и японских игровых разработчиков, продвигая свои идеи и автономную культуру. Игра от неизвестной польской студии, по неизвестной за пределами Польши книге, превратила CD Projekt Red в одну из самых успешных игровых компаний.

Получается, можно добиться успеха, создавая самобытные продукты, которые продвигают локальную культуру. Жаль, что единственная попытка наших сделать что-то подобное — игра «Смута».

***

Если вам понравился текст — вы можете заказать такой для своей компании. Мы в агентстве КОМРЕДА делаем блоги, медиа, спецпроекты, соцсети и многое другое.

А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.