Как Changan выбился в лидеры на коллаборациях и копировании чужих идей

2024-07-23 13:59:14 Время чтения 17 мин 351

История хитрого автомобильного бренда из Китая.

Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем так, для души.

«История Changan» — это самый частый поисковый запрос в РФ по историям компаний. Поэтому, скорее всего, вы попали в эту статью из топа поисковой выдачи, когда искали информацию о Changan.

Мы в агентстве КОМРЕДА следим за трендами, а ещё любим и умеем занимать топы в выдаче. Приятного чтения 🙂

Сегодня расскажем, как автопроизводитель из Чунцина завоевал место в четвёрке лидеров китайского автопрома и в чём его секрет. 

Changan говорит: «Мы самый старый автомобильный завод в Китае!»

Не совсем.

По официальной версии, история компании Changan началась в 1862 году, когда открылся её завод-предшественник Shanghai Foreign Gun Bureau. Но там производили совсем не автомобили, а оружие и боеприпасы.

Около 100 лет завод работал только на военных. И нет никаких сведений, что там пытались сделать хоть что-то похожее на машину. Тем не менее Changan очень любит рассказывать о своём возрасте, потому что в Китае ценят всё, у чего есть длинная история. И чем длиннее, тем лучше. 

Выпуск «первого» китайского автомобиля

Автомобильная история завода началась только в 1958 году. Он стал называться Chongqing Changan Machinery Works и выпустил первую машину — клон американского Jeep CJ5. 

И тут можно сказать: «Ну, китайцы, они только копировать чужое и умеют». Но. В китайской культуре копировать — это не пиратить. Подражать работам «учителя» круто, потому что только бесконечно подражая идеалу можно добиться совершенства. Качественные копии в Китае ценят не меньше оригинала.

Для увесистого маркетинга Changan утверждает, что именно они создали первый китайский автомобиль. Но бренд немного лукавит. Changjian 46 не был первым, потому что другие китайские заводы уже штучно производили работающие автомобили. Но Changjian 46 точно был первым серийным авто в Китае.

Завод выпустил всего 1 390 машин и передал производство в компанию BAW. А сам вернулся к изготовлению оружия. 

Зачем придумывать машину, если можно скопировать её у Suzuki

Через 30 лет после выпуска Changjian 46, в 1984 году, компания сменила название и выпустила первые машины под новой маркой Changan. Но это снова были копии. 

На этот раз Changan решили учиться у японцев. В 80-х годах они купили у Suzuki два грузовика Carry ST-90, разобрали их до винтика и попытались воспроизвести.

Получилось криво. Китайцы не смогли собрать двигатель, приборную панель и кабину. Тогда они решили попросить помощи напрямую у Suzuki. Но те сначала не хотели участвовать в доработке, а потом всё-таки поделились двигателем и помогли сделать кабину. Приборную панель китайцы доделали сами. 

Результат японцев очень удивил: никто не ожидал, что технологически слабый Китай сможет собрать авто, да ещё и методом обратной разработки.

Обратная разработка — это когда полностью разбирают устройство и изучают каждую деталь, чтобы создать такое же. Обычно это сложнее, чем разработка с нуля. По-модному это ещё называют ревёрс-инжиниринг.

Changan очень вовремя скопировали грузовик и показали, что могут делать хорошо. В то время подобные машины были на пике популярности, и Suzuki это подкупило. 

Японцы поручили четырём ранее военным предприятиям, включая Changan, производить Alto. Но никто кроме Changan не справился. Поэтому в 1993 году японская и китайская компании открыли совместный завод, и Changan продолжили собирать разные модели Alto.

Через 6 лет Changan взял технологии Suzuki, создал свой дизайн и выпустил первый автомобиль под брендом Changan.

Zhixing, или Chana Star для экспортного рынка

Совместное предприятие Changan — Suzuki существовало 25 лет, а потом Suzuki продали свою долю акций в Changan. Теперь китайцы производят и продают машины Suzuki по лицензии.

Не имей 100 друзей, хватит и одного Ford

Changan понял, что самый простой способ учиться — открывать производства по сборке чужих авто. 

Через 10 лет после успеха с Suzuki, в 2003 году, Changan договорились с Ford и начали собирать модель Fiesta.

Ford понравилось работать с китайцами, поэтому они разрешили выпускать и другие популярные авто — Focus и Mondeo. А через время доверили Changan выпускать модификации машин специально для китайского рынка: Escort, Taurus и другие — всего 18 моделей.

Дружба с Ford стала для китайцев волшебной дверью в мир коллабораций. Дело в том, что на тот момент Ford владел разными брендами: Volvo, Lincoln, Jaguar, Aston Martin, Land Rover и Mazda. С некоторыми из них китайцы открывали совместные заводы и выпускали популярные модели: 

  1. Mazda 6, Mazda 3 Axela, Mazda CX-5,
  1. Volvo S40, Volvo S80, Volvo S80L,
  2. машины премиум-сегмента Lincoln: модели Corsair, MKZ, Continental, MKC, MKX, Navigator, Zephyr.

Французские автоконцерны тоже захотели дружить

В 2014 году к Changan постучались французы — PSA Group, владельцы Peugeot и Citroёn. Концерн решил выпускать авто премиум-класса под отдельным брендом — DS Automobiles. 

Обычно французские авто для Китая собирал Dongfeng, но PSA почему-то решили выбрать именно Changan и выпускать у них модели DS 5 и DS 6.

В 2018 году продажи Peugeot, Citroёn и PSA в Китае начали падать. Через два года завод по сборке DS выкупила частная китайская корпорация Baoneg Group — внезапно не автопроизводители, а конгломерат недвижимости и финансовых услуг.

Но сотрудничество китайцев с французами пока не закончилось. Сейчас они выпускают грузовой пикап под брендом Kaicheng.

Наконец-то полностью независимое производство

Годы раскурочивания и сборки чужих авто в удачных коллаборациях не прошли даром. В 2006 году Changan запустил своё производство внедорожников. 

Changan повезло, потому что к середине 2010-х у него была большая линейка, как раз когда внедорожники в Китае стали популярными.

Спрос на автомобили бренда стабильно рос. За 18 лет работы бренд выпустил больше 20 миллионов машин, и сейчас входит в четвёрку крупнейших автомобильных заводов в Китае. 

Сейчас Changan выпускает более двух миллионов машин в год. Для сравнения объёмов: весь российский автопром делает 700 тысяч авто в год. 

Changan делает и классические седаны, и электрокары с футуристичным дизайном, и внедорожники. А чтобы дотянуться до разной аудитории, используют суббренды:

  1. Deepal — это гибридные авто и электрокары массового сегмента.
  2. Avatr — авто премиум-класса, батареи для которых производит Huawei (и снова коллаборация!).
  3. Alsvin — небольшие бюджетные седаны.
  4. UNI-T — компактные городские кроссоверы.
  5. Kaicene — коммерческие автомобили, небольшие грузовики и внедорожники.

Но компания по старой памяти всё-таки продолжает иногда копировать чужие авто. Даже для своей самой первой машины, Ben Ben, они сильно не заморачивались и взяли за основу начинку Suzuki Alto.

Модель Yuexiang — это чуть изменённая Mazda.

Скандал! Changan теперь настолько крутые, что копируют их

В прошлом году Changan опубликовали открытое письмо, где предъявили Geely за плагиат их машины. Правда, какой именно, они не уточнили. По сети гуляли коллажи со сравнением двух моделей:

В ответном письме Geely написали, что никто ничего не копировал: обвинения беспочвенны, дизайн они придумали сами. 

Скорее всего, машины похожи, потому что над дизайном разных марок работал один и тот же человек. Незадолго до скандала вице-президентом по дизайну в Geely стал бывший дизайнер Changan. Вероятно, он продолжил работать в привычном для себя стиле.

🔔 Новое уведомление: классные статьи и любой другой контент можно сделать вместе сКОМРЕДОЙ

Через пару месяцев о скандале все забыли, и обе компании объявили, что начинают сотрудничество по разработке тяговых батарей, станций по замене аккумуляторов электрокаров и операционных систем для электромобилей и гибридов. Есть подозрения, что мини-перепалка с письмами была лишь маркетинговым ходом, чтобы привлечь внимание.

Почему Changan так популярен в России

Китайские машины покупают, потому что выбирать особо не из чего. Автомобили Changan относительно недорогие, а расход топлива у бензиновых авто небольшой — 5,7–7,2 литра.

В прошлом году в России купили почти 48 тысяч авто Changan. СМИ писали, что автомобильный бренд стал самым быстрорастущим в стране.

Сейчас у официальных дилеров в РФ доступны 14 моделей Changan. Из всей линейки чаще всего покупают кроссовер CS 55 Plus.

В 2023 году в России купили 10 490 штук
ФАН ФАКТ: двигатель Blue Core, который используют в Changan UNI-V попал в книгу рекордов Гиннесса, потому что смог в предельно жёстком режиме работать без перерыва почти 260 часов. В переводе на расстояние он намотал 52 тысячи км.

Но качество машин в России часто критикуют. Например, что ходовую часть нужно менять после небольшого пробега в 10–15 тысяч км, кузов ржавеет и поэтому его нужно регулярно подкрашивать, в мультимедиа бывают сбои, а салон быстро начинает скрипеть и шататься. Критикуют, но продолжают покупать.

Можно по-разному относиться к этому китайскому бренду, но деловой хватки у них не отнять. Судя по его истории, он как будто всё делал вовремя: скопировать популярное, подружиться с лидером автопрома, ещё раз скопировать и так далее. В Россию он тоже пришёл вовремя. Поэтому не удивительно, что на наших дорогах сейчас ездит много машин от Changan. 

Чанголга или Волган? Очередная копия на дорогах нашей страны

Новость! В России возрождают «Волгу»! 

Собираются выпускать три модели: седан класса D и два кроссовера классов C и D. Это автоматы, ездят на бензине. 

Вот только никакого сходства с легендарной «Волгой» у этих машин нет. Это копии машин от Changan, пусть и с небольшими отличиями — логотип «Волги» и её фирменный рисунок решётки радиатора.

Вряд ли этого ожидали люди, которые читали новости о возрождении «Волги». 

Даже российский премьер-министр Михаил Мишустин раскритиковал автомобили за «недостаточную локализацию». Например, он не оценил китайский руль, который можно было бы сделать и в России.



Если вам понравился этот текст, вы можете заказать такой для своей компании. 

Мы в агентстве КОМРЕДА делаем блоги, медиа, спецпроекты, соцсети и многое другое.

А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.