Два раза вылетел из Академии искусств, ссорился с коллегами и бил витрины — рассказываем о самом эпатажном бренд-менеджере XX века.
Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем так, для души.
По воспоминаниям родной сестры, Дали был хорошим художником, но ничем особенным не выделялся. Но чтобы продавать картины, мало быть талантливым — нужно стать выдающимся. И Дали придумал нового себя — эксцентричного, творящего всякую дичь, берущего 10 тысяч долларов за минуту съёмки в рекламе.
Рассказываем о правилах жизни художника, которые помогли ему сформировать уникальный личный бренд, заработать на замок и даже завести слона.
Эпатажные выходки Сальвадора Дали не сразу сделали его популярным. Наоборот, в среде художников он был изгоем. Например, будущего сюрреалиста дважды отчисляли из художественной академии. Первый раз в 1924 году из-за протеста против выбора ректором одного из профессоров.
Второй раз — через два года, в 1926-м. К тому времени Дали считал, что теряет время в Испании, и хотел уехать в Париж. Перед экзаменом он для храбрости хлебнул абсента. Когда пришло время тянуть билет, художник заявил: «Я не буду отвечать. Поскольку ни один из преподавателей не может судить о моих знаниях, ибо не обладает таковыми сам. Я удаляюсь».
А в 1939 году Дали выгнали из кружка сюрреалистов. У Дали накопилось много противоречий с коллегами. Финальной точкой стал политический конфликт: большинство сюрреалистов были левыми, а Дали не принимал какой-то политической позиции. Затем он написал картину «Загадка Гитлера». Хотя Дали никогда не симпатизировал нацистам, его выгнали из кружка.
Не все современники считали художника талантливым. Например, писатель Джордж Оруэлл называл его работы «болезненными и отвратительными».
Но что бы о нём ни говорили, Дали продолжал гнуть свою линию.
Ещё в раннем детстве я приобрёл порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!
Большинству людей Дали известен как художник. Но картины только одно из направлений его работы. За жизнь он успел попробовать себя в разных форматах — и везде делал стильно.
Рисовал обложки для журналов. Первой работой для глянца стала иллюстрация для непопулярного тогда Harper’s Bazaar. Потом были Vogue, Playboy и другие. За жизнь Дали успел посотрудничать с 74 изданиями.
Придумывал логотипы. Всего за час художник нарисовал эмблему Chupa Chups. Дали предложил разместить надпись сверху, а не сбоку конфеты, чтобы картинка не деформировалась из-за скручивания бумаги. Так получилась ромашка в цветах Испании, жёлтом и красном, с названием посередине. До наших дней дизайн дожил практически без изменений.
Разрабатывал дизайны мероприятий. В 1969 году Дали забрендировал Евровидение, которое проходило в Испании. Он разработал логотип, рекламный плакат и статую, которая украсила сцену.
Писал сценарии и снимался в кино. Самая известная картина с участием художника — короткометражка «Андалузский пёс». Дали написал к ней сценарий вместе с режиссёром Анри Бунюэлем и исполнил одну из ролей. Поначалу никто не рассчитывал на успех ленты, но фильм показывали в прокате целых восемь месяцев.
Создавал одежду. Вместе с модельером Эльзой Скиапарелли Дали придумывал причудливые узоры и формы для платьев и аксессуаров.
Разносторонность помогала привлекать новую аудиторию: не все интересуются картинами — гораздо больше людей смотрит кино, носит одежду и болеет за свою страну на Евровидении. Поэтому Дали использовал массовую культуру, чтобы привлечь внимание к себе и к своим картинам.
В родной Испании Дали было тесно, ему нужна была мировая слава. И он старался навести шум везде, где жил. В первую очередь, благодаря своим эпатажным выходкам.
Например, в США художник очень быстро прославился и получил коммерческий успех. На выставке в Нью-Йорке в 1939 году он продал 21 картину за очень большие деньги — 25 000 долларов (561 748 долларов по состоянию на 2024 год).
🔔 Новое уведомление: классные статьи и любой другой контент можно сделатьвместе с КОМРЕДОЙ
Но заговорили о Дали не из-за его работ, а из-за одной выходки. Он придумал композицию для магазина Bonwit Teller. В одной стороне витрины стояла ванна с водой, обитая чёрным мехом. Из ванной торчали три руки с зеркалами. В другой стороне была голова буйвола, из пасти которого торчал окровавленный голубь. Венцом композиции были манекены с волосами, срезанными с трупов. Всё это нагоняло жути на зрителей.
Чтобы манекены меньше напоминали мертвецов, их восковые фигуры заменили на пластиковые. Но Дали это не понравилось. Он попросил либо убрать его авторство, либо вернуть его манекены. Магазин отказал, и тогда художник вошёл в витрину и разгромил её.
Именно этот случайный перфоманс привлёк внимание людей к выставке Сальвадора Дали.
Были и другие сумасшедшие выходки. Например, на лекцию в Лондоне Дали нарядился в водолазный костюм, в котором чуть не задохнулся. А в Париже Дали выходил на прогулки со своим домашним муравьедом.
Я иду, а за мной толпой бегут скандалы.
Финансовый успех Дали нравился не всем. Французский писатель Андре Бретон даже придумал ему прозвище: составил из имени художника анаграмму Avida Dollars, что переводится как «жадный до долларов». Дали не расстроился и даже написал картину с таким названием.
Современный блогерам можно поучиться у художника в монетизации личного бренда.
Например, за минуту съёмки в рекламе шоколада Lanvin Дали в 1975 заплатили 10 тысяч долларов (89 750 долларов по состоянию на 2024 год). В ролике он восторженно произносит фразу «Я без ума от шоколада Lanvin», а его усы взлетают наверх.
Ещё Дали в 1969 рекламировал средство от похмелья Alka-Seltzer. В рекламе он креативно изображает красками на теле модели, как действует препарат. За съёмку в этой рекламе Дали тоже просил 10 тысяч долларов в минуту. По нынешним меркам это 63 350 долларов.
Дали продал даже свои усы. Однажды Йоко Оно захотела купить усы известного художника. Дали согласился, но загнул ценник в 10 тысяч долларов.
Правда, вместо усов супруга Джона Леннона получила траву: эпатажный сюрреалист считал Йоко Оно ведьмой и думал, что она наведёт на него порчу. Поэтому решил настоящие волосы не отправлять.
Дали зарабатывал и на своих автографах. В течение нескольких лет он продавал подписанные чистые листы бумаги. Секретари художника рассказывали, что за день он мог подписать до двух тысяч листов. Одна такая бумажка стоила 40 долларов (253 доллара в 2024 году).
Правда, гонорары художник не всегда брал деньгами. Например, за логотип Chupa Chups ему до конца жизни присылали сладости. А за дизайн пепельниц для авиакомпании Air India Дали попросил слона. Его доставили художнику, но прожили вместе они всего несколько лет. Потом сюрреалист подарил животное местному зоопарку.
Простейший способ освободиться от власти золота — это иметь его в избытке.
Разочаруем любителей хайпа: одними эпатажными выходками много денег не заработать. Сальвадор Дали пахал всю жизнь: писал картины, помогал разрабатывать дизайны одежды, оформлял витрины, придумывал декорации и снимал кино.
За 75 лет творчества Дали создал более 1 500 работ. В молодости он выдавал по три работы в месяц, параллельно занимаясь рекламными проектами, книгами, фильмами.
Развитый личный бренд сделал художника востребованным. Но зарабатывал Дали на реальных вещах: картинах, дизайне, кино. Это на заметку продавцам воздуха, которые молятся на личный бренд.
Попробуйте вспомнить сюрреалистов XX века. Если вы не увлекаетесь историей искусств, ставим на то, что кроме Дали вспомнили только Магритта.
Преподаватели, которые выгнали Дали из академии, коллеги по кружку сюрреалистов и множество других художников писали замечательные картины, но завоевали мировое имя и заработали состояние единицы.
Дали же при жизни стал долларовым миллионером, купил для жены Галы замок и наслаждался славой. Потому что пока одни топили за нишевое искусство и спорили, что такое сюрреализм, он создавал собственный бренд. Где-то через перформансы, где-то через конфликты, но это сработало.
У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо.
Если вам понравился текст, вы можете заказать такой для своей компании. Мы в агентстве КОМРЕДА делаем медиа, блоги, спецпроекты, соцсети и многое другое.
А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.