Непросто понять, насколько хороша твоя идея и правильно ли ее воспримет целевая аудитория. Чаще всего в таких случаях бизнес либо запускает продукт в реализацию и действует по обстоятельствам, либо тестирует идею при помощи разных маркетинговых исследований.
Мы в Tiburon Research решили посмотреть на практике, как при помощи качественного исследования можно докрутить идею, показавшую на этапе количественного тестирования низкий потенциал. Для этого мы:
Задача была одна — узнать мнение аудитории о провокационном товаре: офисном кресле в виде гроба.
Описание товара выглядит так:
The Last Shift — офисное кресло необычной формы, которое будет каждый день напоминать вам о скоротечности и ценности жизни.
Кресло изготовлено из натурального дерева и покрыто лаком. Оснащено твердой спинкой для соблюдения осанки. Дополнительные боковые панели по бокам кресла смогут отгородить вас от окружающего мира и помочь сфокусироваться на важных задачах.
Кресло подходит для работы в офисе, дома, подчеркнет ваше чувство юмора и стиля. Также можно использовать для захоронения и кремации.
Мы сразу приняли решение, проводить тестирование на широкой аудитории, потому что более 50% покупок совершается нецелевыми пользователями, представления о ЦА могут быть ошибочными или зауженными, да и вообще стратегия охвата эффективнее фокуса на активных клиентах на данном этапе (почему так, рассказали здесь).
В Product Idea можно тестировать краткие текстовые описания идей, концепций или макетов товара, услуги или сервиса, добавить картинки. В итоге вы сможете узнать, насколько привлекательна идея товара или услуги, готовы ли пользователи купить или воспользоваться продуктом, что нравится, а что нет. Механизм работы прост: респонденты получают ссылку на опрос и отвечают на вопросы анкеты.
Второе тестирование мы провели на платформе Fastuna AI: здесь взаимодействие респондента и искусственного интеллекта происходит через чат на нашей платформе. Опрашиваемые люди знают, что диалог будет вестись с искусственным интеллектом.
Автомодератор Маша, как мы ее называем, наделена человечностью, эмпатичностью и дружелюбностью, умеет задавать уточняющие вопросы и переспрашивать (о том, как мы ее создавали, рассказывали здесь). Такое общение иногда тяжело отличить от стандартной переписки в мессенджере.
Результаты опроса на Fastuna получились краткими и однозначными: нестандартное кресло не понравилось аудитории и получило низкую оценку — всего 31 балл из 100. Респонденты сочли неуместным заигрывание с темой смерти, а идею кресла в форме гроба — провальной.
Ниже пример комментария одного из респондентов:
«Абсолютный бред. Для того, чтобы один раз пошутить или как элемент искусства ещё подойдёт, но использовать его в повседневной жизни маловероятно».
Выводы, которые получились у нашего Автомодератора, выглядят интереснее. Транскрипты диалогов первично обработали с помощью ИИ для того, чтобы получилась выжимка по каждому интервью с респондентом.
Впечатления о кресле оказались спорными. Большинство опрошенных отреагировали негативно, но нашлись и те, кто посчитал идею креативной. Например, один респондент в подобной задумке нашел отражение тибетских практик смерти и отсылок к метамодерну. Другому захотелось вживую увидеть это кресло.
Тех, кого кресло заинтересовало, Автомодератор Fastuna AI изучал подробнее, задавая дополнительные вопросы за счет запроса исследователя к ИИ сделать небольшой сторителлинг по каждому вопросу с конкретными отсылками к интервью.
В одном из вопросов анкеты важно было узнать у респондентов понятен ли смысл продукта. В отличие от стандартного решения на Fastuna, сторителлинг ИИ дает не только количественную оценку «понятности», но и описывает ее глубину, выделяя нестандартные точки зрения в отношении идеи.
Большинство, примерно 67,5%, выразили четкое понимание идеи продукта, приблизительно 12,5%, выразили недоумение или непонимание.
Исследование также выявило множество уникальных интерпретаций и реакций на идею продукта. Некоторые респонденты увидели в продукте экологическую идею или вызов, в то время как другие интерпретировали его как комментарий к балансу между работой и личной жизнью или напоминание о том, что нужно наслаждаться жизнью вне работы.
Далее респондентам предстояло ответить на вопрос касательно предназначения такого нестандартного кресла:
Один респондент даже предложил использовать стул в качестве юмористического реквизита во время собеседования, проводимого через Zoom :).
По итогам проведенного интервью Автомодератор задала дополнительные вопросы, которые помогли расширить базу полученных ответов. В итоге Fastuna Al выделил плюсы и минусы, которые указали респонденты:
В итоге, исследование с использованием решения Product Idea в цифрах показало, сколько людей оценили идею кресла в форме гроба положительно, а кому она показалась слишком смелой. Такой формат исследования быстро и достаточно точно протестировал идею на разной целевой аудитории.
После того, как на этапе количественного исследования идея провалилась, нужно было выяснить причины низких оценок: узнать о болях и возражениях аудитории, увидеть точки роста. Тогда мы обратились к качественным методам, одним из которых и является интервью с Автомодератором на Fastuna AI.
Так, мы узнали о возможных вариантах альтернативного применения кресла, например, в хоррор-квестах, и нашли сложные отсылки к метамодерну и тибетским практикам. Такая маркетинговая информация раскрывает глубокие инсайты, которые помогут доработать даже самую противоречивую, на первый взгляд, продуктовую идею.