Во-вторых, анализируйте, какую маржу получает клиент от работы с Вами. Также полезно знать, какую маржу получает Ваш клиент, если он берет аналогичный Вашему товар у конкурентов. Практика показывает, что у менеджеров по продажам получается собрать такую информацию без дополнительных затрат за один – два месяца. Важно, чтобы они были заинтересованы в ее получении. Например, Вы можете сказать, что такие сведения помогут менеджеру сформировать для клиента интересное коммерческое предложение, от которого тот просто не сможет отказаться, а значит, менеджер по продажам заработает больше. При более лояльных отношениях можно получить информацию и через специальное исследование – анкету, которую по просьбе поставщика заполняет клиент. Предложение, основанное на маржинальности продукции для клиента, – залог его лояльности и долгосрочных отношений. Например, анализ и учет запросов по ассортименту позволил производителю подшипников увеличить продажи прямым клиентам за последние три года в семь раз. Были сделаны следующие шаги:
– по каждому клиенту были подняты все заявки и отгрузки товара за последние три года, был подсчитан итог закупок каждого товара;
– собрана информация по закупкам клиентом аналогичной продукции у конкурентов (цена вопроса: личная встреча с клиентом и бутылка коньяка);
– от отдела маркетинга получена информация по прайс-листам конкурентов, у которых делал закупки клиент;
– рассчитана стоимость доставки товара от конкурентов до клиента;
– рассчитана доходность по продукции, полученной клиентом от производителя подшипников и его конкурентов (вся информация была сведена в таблицу для сравнительного анализа);
– выбраны наиболее привлекательные для каждого клиента продукты с точки зрения доходности и сделано коммерческое предложение с учетом этих данных.
В-третьих, определите долю, которую Вы занимаете в обороте клиента или долю в бюджете клиента, выделяемого на аналогичные товары (услуги). Предположим, сейчас Ваш клиент делает небольшие закупки, но объем его бюджетов (затрат) на аналогичную продукцию, приобретаемую у конкурентов, очень высок. Значит, при правильно организованном взаимодействии с клиентом Вы имеете все шансы расширить свое присутствие в его закупках. Безусловно, это непросто, мы вступаем в конкурентную борьбу за клиента, однако в ситуации кризиса у нас мало возможностей по расширению продаж и не стоит упускать ни одну из них. Определение сбытовой емкости клиента ставят как задачу не только продажникам, но маркетологам. Так, дистрибутор компьютерных комплектующих на основе данных о размере IT-бюджета сформировал группы клиентов: первая – от 200 до 500 тыс. долл. США, вторая группа – от 500 до 1000 тыс. долл. США и третья группа – свыше 1000 тыс. долл. США. Первоначальную оценку проводили маркетологи на основании исследования, дальнейшее обновление информации проводили менеджеры по продажам. В зависимости от доли продаж продукции в IT-бюджете были определены задачи по каждому клиенту для менеджеров по продажам: привлечение, развитие, удержание.
В-четвертых, анализируйте финансовое состояние клиентов и отслеживайте состояние дебиторской задолженности. Первый шаг, который, надеюсь, уже все сделали, – это деление клиентов на две группы: первая имеет приемлемые для компании объемы долгов, вторая группа имеет безнадежные долги. Далее, нужно сформировать клиентскую базу из компаний с устойчивым финансовым состоянием. Например, дистрибутор климатической техники, продажи которого увеличились на 25% за первые шесть месяцев 2009 года, провел предварительный «отсев» примерно пятой части своих клиентов. Увеличение продаж было получено за счет отсева «неблагонадежных» клиентов и усилению работы менеджеров с оставшимися финансово устойчивыми клиентами