Читайте в свежем номере "Бизнес-журнала". В продаже с 9 февраля

2011-02-11 18:08:26 2156

БИЗНЕС ЖУРНАЛ №2 (179)

Тема номера: СЕКРЕТОВ БОЛЬШЕ НЕТ

«Поле чудес» в стране дураков.Еще недавно казалось, что время финансовых пирамид наконец-то (и к счастью!) прошло. Оказывается, нет. В самом начале года основатель скандально известной МММ Сергей Мавроди объявил о создании новой международной финансовой пирамиды — МММ-2011.

На прививку становись! Версия о том, что шумиха вокруг МММ-2011 — не более чем своеобразная рекламная кампания, предваряющая выход на экраны фильма «ПираМММида» по книге Сергея Мавроди, кажется гендиректору «УК «КапиталЪ» Вадиму Соскову весьма правдоподобной.

Одежда ударит по карману. Азия, а особенно Китай, вызывает сегодня у многих неподдельный интерес и восхищение своим стремительным ростом. Но мало кто задумывается о том, что этот рост уже в ближайшем будущем ударит по кошельку каждого из нас. Европейцы и американцы этот удар ощутили еще несколько лет назад, когда стали терять заказы. Причем — на вполне технологичные товары. А мы только радовались…

Чиновники и дороги. Исследовательский центр портала SuperJob.Ru провел опрос жителей российских городов-миллионников, попросив их назвать наиболее значимые события, имевшие место в их городе в 2010 году. Как показало исследование, наиболее знаковыми для жителей с завидной регулярностью остаются смена местных чиновников и… ремонт дорог.

Ценовая фора. Когда чуть более пяти лет назад у китайских автоконцернов в России появились первые официальные дилеры, некоторые аналитики говорили, что дешевые автомобили из Китая «убьют» отечественный автопром. Однако 3,1% российского рынка — вот наилучший результат, которого пока смогли достичь — в 2007 году — производители автомобилей из Поднебесной. В 2010-м их доля и вовсе сократилась до 1,2%. Китайцам не удалось взять наш рынок с наскока, используя одно лишь ценовое преимущество.

Ребекка Бейник: экономика эргономики. Ну что может быть скучнее офисного кресла? Кресло — оно кресло и есть. Что тут еще придумаешь? Однако не следует торопиться с выводами. Большинство из нас проводит в этих типовых и унылых представителях славного мебельного семейства едва ли не половину своей жизни. А значит, этим на первый взгляд незамысловатым предметам конторской обстановки мы доверяем и свою работоспособность, и самочувствие, и здоровье.

Находка для шпиона. Сегодня, когда российская экономика постепенно восстанавливается от кризиса, самым значимым товаром становится имеющая коммерческую ценность информация. Однако в чужих руках такие сведения превращаются в сильнейшее оружие, для получения которого конкуренты готовы пойти на многое. Корпоративный шпионаж в посткризисный период переживает настоящий ренессанс. Как защищаться?

Учебная тревога. Службы безопасности в российских компаниях по традиции ведают внешними угрозами «физического» свойства. Однако время героического противостояния с криминалом практически ушло в прошлое (а там, где не ушло, все-таки сподручнее обращаться в правоохранительные органы), сменившись рутиной: «пробить» историю нового сотрудника, задержать подозрительного визитера, раскрыть хищение нескольких пачек бумаги из офиса…

Первый передел. Экспорт инноваций — многослойный процесс. Проще всего выводить на мировой рынок «сырье»: нереализованные бизнес-идеи вместе с их носителями. Вот только выгоды от этого мало. Куда полезнее продавать за рубеж технологии и лицензии, самостоятельно управлять реализацией инновационной продукции. Ну, а высший пилотаж — выращивание высокотехнологических компаний мирового класса.

Слоны на экспорт. В том, с каким трудом российский технологический бизнес подчас прорывается на зарубежные рынки, не всегда стоит винить одни лишь внешние обстоятельства. Кое в чем российские инноваторы могут упрекнуть и сами себя.

Здравствуйте, мы приехали! Профессиональный бизнес-ангел Вадим Асадов — о том, почему российским технологическим стартапам желательно с самого начала демонстрировать международные амбиции.

Эксплуатация браузера. Венчурные инвесторы во всем мире устали от «поверхностных» стартапов. Нужны новые компании, способные совершить революцию хотя бы в узком сегменте рынка. Причем рынка — глобального.

Благородное дело. Предпринимательство — заведомо рискованная гонка. Но еще опаснее сжиться с этой мыслью настолько, чтобы перестать пристегивать ремни, посыпать песком хотя бы самые скользкие участки трассы и «подкладывать соломку» там, где особенно высока вероятность грохнуться оземь. Фаталист, подсознательно готовый к любому — даже самому негативному — повороту событий и не желающий предпринимать превентивных мер, сам становится источником угрозы.

Управленческий тяни-толкай. Кем следует быть успешному руководителю: лидером, менеджером или все-таки предпринимателем? Cвои ответы предлагает Григорий Куликов, председатель совета директоров холдинга «МИЭЛЬ».

Принцип апельсина. Компании, основанные на принципах самоорганизующихся систем, — мечта не только теоретиков, но и практиков. Ничего удивительного. Это действительно весьма многообещающая структура, обладающая практически безграничными возможностями и фактически неуязвимая для конкурентов. Однако на практике редкая фирма способна обрести столь безграничное могущество — в силу очевидных ограничений и препятствий.

Категорический императив. Жонглирование модными терминами еще не означает реальной интеграции современных управленческих технологий в бизнес российских компаний

Атака клонов. Клонирование зарубежных проектов существенно ограничивает глобальные перспективы российских технологических компаний. Однако опираться на чужой опыт полезно. Ведь прежде чем поразить мир невиданными новинками, полезно научиться делать то, что умеют другие.

Счастье в деньгах. Завершающийся кризис научил российский бизнес тщательно оценивать отдачу от вложений в информационные технологии. Но нужно сделать еще один шаг — перестать воспринимать ИТ как волшебную таблетку, способную мгновенно излечить предприятия от управленческой импотенции.

Почем бренды? Есть одно утверждение, четко определяющее роль бренда в совокупной стоимости бизнеса: если вы захотите купить Coca-Cola, но денег на всю компанию у вас не хватит, — лучше купить права на бренд, а не на все принадлежащие гиганту производственные активы вместе взятые. Не прогадаете!

Цейтнот. Если Россия не опередит другие страны на выходе из кризиса, вскоре весь мировой рынок будет заинтересован в том, чтобы на постсоветской территории не осталось никакой промышленности, кроме приведения сырья к удобному для транспортировки виду. И никакой науки — кроме умения считать до ста.

Метровый задел. Аналитики продолжают спорить о том, как будут вести себя цены на столичное жилье. Как бы то ни было, покупка квартиры в Москве остается одним из наиболее прогнозируемых способов вложения денег для частных лиц.

День защитника. Нам позарез не хватает Героя. Современного защитника Отечества, выводящего Россию на первые места в состязании технологий, организующего невиданные производства и обеспечивающего впечатляющие научные достижения. Героя-предпринимателя, инвестора, инноватора, строителя новой экономики.

Средство от себя. Кризис заканчивается. Но эксперты уже обещают нам наступление эры «турбулентности»: мир продолжит непредсказуемо меняться, причем в нарастающем темпе. Как сохранить в таких условиях душевный покой, способность трезво оценивать ситуацию и уверенной рукой направлять бизнес? Некоторые ответы на эти вопросы лежат в сфере психологии.

Хон Хай. Поразительно как долго Hon Hai Precision Industry удавалось скрывать истинные масштабы своего бизнеса! Компания свято блюла промышленные тайны своих заказчиков, а Терри Гу, отец-основатель и генеральный директор, вел неприметный образ жизни и камуфлировал $6 млрд личного состояния годовым окладом в размере 1 тайваньского доллара. Впрочем, сегодня «невидимка» уже известен всему миру — под именем Foxconn