Не важно ЧТО, важно КАК! Правда о том, как пишутся радиоролики

2010-10-15 12:07:27 4708

Исполнение - момент, когда Ваш текст начинает звучать, то есть перебирается из глаз в уши:-) На этом пути его подстерегает масса опасностей, но могут быть и приятные сюрпризы.

Человеку, неискушенному в радиорекламе, но обязанному иногда ей заниматься, посвящается!

Любое исполнение начинается с кастинга подрядчиков. Заказчик выбирает агентство, агентство выбирает продакшн, продакшн выбирает и предлагает Заказчику тех актеров и музыкантов, с которыми он работает.

У каждого арт-директора, студии или актера есть свое портфолио, с которого такой кастинг и начинается. Затем в дело вступают деньги: каждый стоит свою цену. Создание бесплатного шедевра - взаимосключающее понятие: каждый, кто профессионально создает шедевры, знает не только свою цену, но и цены своих ближних и дальних соседок по панели. Как и в первой древнейшей, здесь многое зависит от востребованности, профессионального опыта, степени заслуженности (наличия фестивальных призов) и средних расценок, принятых в том или ином регионе.

Ролик звучит ровно на те деньги, которые Вы на него потратили.

Характер исполнения и роль актера непременно должны быть прописаны в сценарии ролика, и чем подробнее Вы эту роль опишете вначале, тем быстрее и точнее будет и кастинг, и исполнение. Иногда Заказчик сам просит пригласить того или иного исполнителя. Никогда не пишите в сценарии просто «мужской голос» или «женский голос»! Помимо половых признаков, у голоса есть и возрастные черты, и настроение, и роль, которую не так уж сложно сформулировать.

Какими качествами должен обладать голос актера?

  1. Безупречная дикция. Разборчивость рекламного текста должна быть максимальной в любом темпе.
  2. Отсутствие провинциального акцента. Еще во времена зарождения массового радиовещания в СССР, за эталон эфирного русского языка был принят московский русский. В регионах, где исторически присутствует тот или иной «говор», допустимо использование местного диалекта, но в масштабах всей страны это будет «диалог сельского родственника», особенно на фоне профессионально звучащих дикторов из соседних роликов. Еще одно возможное применение «говоров» - эпизодические характерные роли в игровых роликах.
  3. Естественность и осмысленность прочтения. «Читать текст» - это не совсем верное выражение. Актер должен его не прочитать, а рассказать, в идеале - рассказать настолько убедительно, чтобы слушатели поверили. При этом актер не имеет права менять даже запятые в тексте, если этот текст одобрен Заказчиком. Предложить свою версию можно, но не более того.
  1. «Гибкость» исполнения. В зависимости от постановки задачи режиссером, актер должен уметь менять настроение, с которым он произносит текст. Даже в том случае, если он читает объявление, актер должен уметь «раскрасить» его по-разному. (Напомню, что жанр объявления не предполагает какого-то особого личного отношения диктора к произносимому тексту.)

От музыкантов требуется знание нот, владение инструментом и знание жанра, в котором планируется исполнение.

Звукорежиссер. Человек, в задачу которого входит создание цельного произведения из разрозненных компонентов: музыки, голосов и шумов. Звукорежиссер должен уметь записать голоса, смонтировать и свести ролик, соответствующий техническим нормам эфира. Рекламная звукорежиссура - это симбиоз театральной и эстрадной звукорежиссуры с поправкой на формат радиостанций и сверхкороткие хронометражи. Хороший звукорежиссер не только знаком с новейшим софтом и железом, он также обладает музыкальным и (или) театральным образованием, навыками театрального режиссера и композитора, знает нотную грамоту и умеет работать в студии с музыкальными коллективами. В идеале, помимо своей основной специальности, звукорежиссер должен владеть всеми смежными профессиями: арт-директора, копирайтера, актера, вокалиста, композитора или хотя бы иметь общее представление о каждой из них.

Хороший звукорежиссер работает быстро, но не торопится.

Хороший звукорежиссер всегда знает, что и зачем он сейчас делает.

Рабочий день звукорежиссера - не более пяти часов в студии. Практика показывает, что уже на шестом часу работы даже очень хорошие, но уже уставшие звукорежиссеры могут пропустить брак. Не заставляйте звукорежиссера работать без коротких перерывов: человеческий слух устает и «замыливается» достаточно быстро.Техника каждой студии настроена под того звукорежиссера, который в ней работает.

Студия - место, свободное от мобильных телефонов и любых других посторонних шумов, место, где главным может быть только звукорежиссер.

Техническое оборудование студии. Необходимый минимум для записи рекламного ролика - это микрофон и устройство, записывающее сигнал этого микрофона. Чисто теоретически, ролик можно записать и на улице в обычный диктофон, но вероятность создания качественного продукта в таких условиях чрезвычайно мала.

Если вся реклама направлена на выделение слюны у потенциального покупателя, то в большинстве случаев мы стараемся показать товар даже ярче, чем он есть на самом деле. Для того, чтобы сделать это лишь при помощи звука, одного диктофона будет явно недостаточно, хотя в ряде случаев «репортаж с места событий» может звучать весьма убедительно: неразборчивая, но взволнованная речь корреспондента будет тонуть в окружающем шуме, а ветер, задувающий микрофон и другие искажения только добавят документальности.

Обычно для записи рекламных роликов используется хорошо звукоизолированная студия с одним или несколькими профессиональными микрофонами, предназначенными для записи голоса, которые, как правило, находятся в отдельной комнате. Помимо микрофонов, в студии есть звукорежиссерский пульт, мониторы (так правильно называются студийные колонки), компьютер с профессиональной звуковой картой и некоторое количество специальных студийных железяк - «улучшайзеров» звука. В такой студии можно качественно записать речь, вокал и некоторые акустические инструменты. Как правило, таким образом устроены продакшн-студии на радио. Рекламный ролик можно записать и в студии, где записываются оркестры, хоры или рок-группы,в таких студиях условия для записи более чем достаточные, но звукорежиссер, скорее всего, будет немного не той ориентации: его ухо «натаскано» на запись музыки и песен, а не коротких актерских скетчей. К тому же, большие студийные комплексы, рассчитанные на запись музыкальных альбомов, стоят достаточно дорого и экономически такой подход оправдан только в том случае, если Вы записываете рекламную песню.

Еще один тип студий, где пишутся радиоролики, это видеомонтажные студии. Часто в работе с крупными брендами процесс создания всех рекламных материалов оптимизируется и все пишется в одном месте: например, берется звук от телевизионного ролика и на его базе делается радиоверсия (или просто телевизионный звук пересводится под радиоэфир). Опасность такой оптимизации: не все телевизионные звукорежиссеры относятся к звуку, как к чему-то самодостаточному. В результате радиоролик может немного отличаться по звучанию от своих собратьев по рекламному блоку. Для телевидения звук второстепенен, поскольку он всегда идет за картинкой, а создавать самостоятельные звуковые произведения телевизионным звукорежиссерам непривычно.

Арт-директор. Человек, в задачу которого входит постановка творческой задачи и контроль ее реализации. В идеале, ролик должен звучать так, как арт-директор его рассказал Заказчику. Все возможные переделки ролика, от подкладывания другого музыкального бэк-граунда до полной переделки сценария и записи нового варианта - это в первую очередь вина арт-директора, не согласовавшего перед записью все нюансы исполнения с Заказчиком. Хороший арт-директор всегда «слышит» то, что написал копирайтер, и может без труда «напеть» его сначала Заказчику, а затем - звукорежиссеру и актерам. Часто арт-директор, присутствуя на записи и сидя за пультом вместе со звукорежиссером, берет на себя функции режиссера ролика. Иногда это помогает работе, но чаще - мешает, тут все зависит от конкретной ситуации. Как и в любом творческом процессе, при записи ролика важна психологическая совместимость и умение работать вместе, а не против друг друга.

Хорошо, когда арт-директор интеллигентно комментирует результат записи, а не учит актеров, как правильно открывать рот.

Процесс записи может происходить по-разному: при конвейерном производстве работа над несколькими роликами может быть объединена в единый процесс: например, до обеда записываются все голосовые треки, после обеда ролики сводятся, к вечеру - сдаются заказчикам. В этом случае роль арт-директора достается звукорежиссеру.

При индивидуальной работе: к заранее согласованному времени в студию приезжают актеры и арт-директор проекта. Лучше всего пригласить на запись Заказчика, это дает возможность оперативно согласовать каждый этап работы и сдать готовый ролик с первого раза.

Первый этап: постановка задачи актерам, погружение в материал, запись голосовых дублей, проверка хронометража.

Второй этап: монтаж звукорежиссером голосового трека, выбор наиболее походящих дублей (вместе с Арт-директором и Заказчиком).

Третий этап: наложение шумов и музыки, сведение ролика. Сдача ролика Арт-директору и Заказчику.

Четвертый этап: подготовка необходимой эфирной документации, отправка ролика на эфир.

Лучше всего, когда после постановки задачи все, кроме актеров и звукорежиссера удаляются из студии в гостиную пить чай: даже опытные и известные актеры показывают лучший результат, когда в студии нет посторонних (для актеров) людей.

И при конвейерном, и при индивидуальном методе работы производство простого объявления может занимать от 10 минут, игрового ролика - около часа, а на запись и сведение песни уходит от двух часов до нескольких дней. Естественно, ни один актер, звукорежиссер, арт-директор и заказчик не высидят в студии двое суток подряд. При долгом производственном процессе актеров или музыкантов можно отпустить, как только они сделали свою работу и эта работа была предварительно одобрена.

Арт-директор и Заказчик покидают студию только тогда, когда характер звучания ролика становится более-менее понятен. Готовый ролик можно выслать вдогонку по электронной почте.

Никогда не прослушивайте радиоролики по телефону или на микродинамиках ноутбуков. Эти устройства не воспроизводят весь необходимый частотный спектр и не предназначены для музыки, в результате ролик будет звучать не так, как в радиоприемнике, а со значительным смещением частотного баланса. Например, нормальный бас на такой акустике Вы не услышите никогда, голоса будут либо «торчать» над музыкой, либо потонут в ней. Воспользуйтесь портативными или стационарными колонками, там все будет слышно примерно так же, как и в эфире. Походный вариант - автомобильная акустическая система, даже не обязательно высококлассная и дорогая.