С прощальным словом

2010-11-30 12:05:08 5302

Даже самый мегасуперфестивальный ролик забудется через неделю после эфира, деньги проедятся и ты задашь себе вопрос: а ради чего я живу? Ради этой гребаной статуэтки?

Возможно, это - моя последняя статья в блоге. Я окончательно разочаровался в своей профессии, которой посвятил последние 15 лет своей жизни. Вернее - в том, что она представляет собой на данный момент. Говорят, самый продуктивный возраст - с 25 до 40. Мне 42. У меня больше нет ни сил, ни желания кому-то что-то доказывать. У меня нет желания сосать за те копейки, которые предлагают. Когда в каком-нибудь «Пушкине» за соседним столом видишь серьезного дядю, который вчера до усеру торговался с тобой из-за 50 долларов (которые он еще и заплатит в конце квартала по договору), становится так весело, что плакать хочется: да его несерьезная тетя, сидящая рядом, нажрет за этот вечер минимум в два раза больше (это если она совсем ничего не пьет, кроме чая). А уж какое непростое лицо делает он, когда за соседним столиком узнает знакомую курчавую голову...

Ресторану они тоже заплатят через месяц?

Почему они не ужинают в какой-нибудь шаурме на Курском вокзале, если у них не хватает денег?

Мне непонятно, почему некоторые московские медиахолдинги делают радиоролики по полторы тысячи рублей (это вместе с гонораром дикторов и копирайтом), а в регионах и на нелегальных студиях - и того меньше. О каком развитии индустрии они потом так сладко поют, жонглируя своими цифирками перед ничего не понимающими читателями «Состава»?

Сколько получает копирайтер и диктор за свою работу при отпускной цене 1500 руб за ролик? Согласится ли, к примеру, Сергей Чонишвили, Елена Соловьева или Юрий Деркач работать за 1500 рублей? Это даже если считать, что звукорежиссер и копирайтер сидят на зарплате, а аренда студии и прокат лицензионной музыки станции не обходится ни во что, и налоги считаются отдельно...

Мне непонятно, куда смотрит ФАС, РАО и прочие «ночные кошмары станционных юристов», когда в рекламе звучит контрафактная музыка.

Мне непонятно, откуда на такие ролики берутся справки для отчетности, предоставляемые затем в Российское Авторское Общество. Проверяет ли хоть кто-нибудь их достоверность и где можно ознакомиться с результатами этих проверок? Хотя бы по Москве, про регионы - стыдливо молчу.

Мне непонятно, каким образом в эфир попадают ролики, явно не соответствующие техническим требованиям эфира и куда смотрят программные директора станций, ответственные за качество эфира. Последний «тренд» говноделия - суперускоренный текст, приводящий к неразборчивости звучания. Про провинциальный акцент, недопустимый в прежние времена в эфире и про грамотно поставленные ударения я молчу: иные артдиректорА сами звОнят, лОжат и вклЮчивают и, что самое удивительное, иногда принуждают дикторов говорить неправильно! (пример - в аттаче)

Мне непонятно, какой косноязычный мудак все это пишет, и какой - одобряет и почему они до сих пор сидят на своих рабочих местах?

Мне непонятно, куда девалась качественная реклама, причем не только на радио: все что, мозгом обнищали после кризиса? Почему им всем насрать, как воспринимаются их рекламные материалы, в размещение которой вложены десятки, а то и сотни тысяч долларов и при этом не насрать, часы какой марки сегодня надеть и на каком автомобиле поехать на переговоры?

Мне непонятно, почему основным решающим фактором в креативном тендере остается низкая цена.

Мне непонятно это извечное желание недосекретарш из сельпо быть неподражаемыми артистами, копирайтерами и режиссерами.

Кто там спорил о том, является ли реклама искусством? Реклама - это ремесло, из которого может получиться искусство. А может и не получиться. При таком подходе перестало получаться даже ремесло. Следующая остановка - мычащий коровник, если вдруг куда не свернем со светлого пути.

Мне непонятно, почему радиостанции должны получать лицензию на вещание, а производители рекламы, которая на этой станции транслируется ежечасно, могут работать без лицензии или аккредитации. СМИ - это в первую очередь средство агитации и пропаганды. Реклама влияет на потребительское поведение не меньше, чем новости, чем все эти мудачки-юмористы и «поющие трусы» вместе взятые. Почему же тогда Родина до сих пор доверяет этот мощнейший инструмент влияния нелицензированным недоумкам с провинциальным говором, всем этим «кухонным гениям»?

Мне непонятно, как долго продлится эта деградация креатива и верят ли обычные люди такой рекламе? Или рекламируемые товары сбываются не благодаря, а вопреки? Какие цифры по этому поводу есть у наших неподкупных исследователей и прочих пока не обосравшихся счетоводов?

Мне непонятно, куда бежать: русскоязычная реклама в странах дальнего зарубежья в своей массе столь же бездарна, дешева и уныла: вкусы и замашки брайтонских рестораторов не сильно отличаются от вкусов и замашек их урюпинских коллег, да и не только в провинциальности тут дело.

Мне непонятно, за что я должен уважать свою профессию.

Мне непонятно, какую пользу я приношу обществу своей работой.

Мне непонятно само это общество, без разбора проглатывающее всю эту эфирную херню. Мне непонятны профильные интернет-ресурсы, часто тиражирующие «великие креативные решения» такого примерно содержания: новозапездрищевское агентство провело ребрендинг колхоза «Последний путь Ильича». Теперь он называется «нанозверохозяйство LOST»!!! Кому-то и вправду интересно это сельское народное творчество?

Мне непонятно, зачем я продолжаю это делать? Да, я - старая проститутка, я за деньги пачкаю свой язык обо всякое говно. Но я не хочу делать это бесплатно или почти бесплатно. Более всего я не хочу это делать по безналу: сначала сосешь, а потом униженно клянчишь свои копейки у незнакомых людей, которые про твою работу уже давно успели забыть.

Все, написанное выше выражает исключительно мою собственную точку зрения, но симптомы этого тотального креативного нищебродства стали проявляться и на фестивалях рекламы. Конечно, до шорт-листов такие «работы» пока не долетают, но достаточно прослушать ВСЕ присылаемые, к примеру, на ммфр работы, чтобы оценить общий уровень и оригинальности идей, и культуры слова, и мастерства исполнения.

Где все эти акары - макары, которым я плачу по штуке в год уже целую пятилетку?

Что они сделали для того, чтобы реклама стала лучше? Кроме ммфр, разумеется.

Вот я, к примеру, бесплатно выложил здесь курс своих лекций по аудиорекламе. Мне никто за это не платил, да и не за деньги я это делал. Дай Бог, чтобы кому-то эти лекции оказались полезны, ведь по русскоязычной рекламе нет ни одного учебника. Переводные есть, а своих - не было. Теперь есть. Надеюсь, теперь всем этим говноделам будет сложнее держать заказчиков за лохов (по крайней мере тех, кто прочитал эти лекции и что-то для себя понял, обмануть будет сложнее). Так что что-то хорошее я все-таки успел сделать!

Что я буду делать после рекламы, если все же решу уйти из студии, которую я создал и на которой прожил последние 13 лет?

Если немного заработаю, то поеду в Гоа до конца хуября (этот самый длинный месяц в году, заканчивается перед 1 апреля). Буду подыскивать место для своего «Дом Творчества» - небольшой гостиницы на берегу Индийского океана с продакшеном полного цикла и профессиональной тон-студией. Там можно будет креативить и дизайнерить на удаленке, записывать музыкантов, снимать и монтировать фильмы, проводить различные мастер-классы и предаваться другим видам творчества. Расценки будут вполне гуманные, но фейс-контроль - предельно жестким. Все посчитано, есть даже предварительные заказы. Так что если есть вменяемые инвесторы - welcome! Я совершенно не боюсь публиковать эту свою идею: публикация есть свидетельство авторского права. Конечно, название «Дом Творчества» придумал не я (были такие санатории при Союзе кинематографистов, композиторов и других выдающихся членов творческих союзов бывшего СССР). Рабочее название - буквальный перевод с русского: «Аrt House». Если же кто-то реализует эту идею лучше, чем я - буду только рад - значит, я все-таки придумал что-то хорошее (плохое ведь не украдут), и сделал что-то полезное для людей. Если сделают хуже - приеду и съем всех с говном!

Есть еще один путь: продолжить преподавать. Аудиореклама - это не так уж и просто, как оказалось, целая наука, можно сказать! На то, чтобы студенты - четверокурсники смогли «с нуля» написать более-менее сносный сценарий, у меня уходит 16 академических часов теории и 8 часов практики.

Но ведь пишут же! И бриф составить могут, и в вещании начинают ориентироваться, а некоторые так вообще начинают «мыслить слухом»... Что такое Workshop я знаю, бывал на нескольких и даже сам проводил пару раз. Так почему бы не задействовать студию в учебных целях, тем более что основам педагогики нас в музыкальном училище тоже обучали? Программу легко адаптировать под более зрелых специалистов, это только сэкономит несколько часов.

Работать малыми группами, по 5-6 человек, учить людей уму - разуму... Вполне благородная миссия! К тому же, знания стоят денег, а эксклюзивные знания - особенно!

Не все ж такие дураки - наверняка есть умные, но необученные.

Ну что, есть ли тут добровольцы? Или перспектива дожить до 42, чтобы написать такой некролог себе любимому, Вас не прельщает?

PS: Обещаю на занятиях матом не разговаривать!

PРS: Прошу прощения за резкость суждений и обилие ненормативной лексики.

Все, написанное выше не относится ни к одному конкретному человеку или отдельно взятой компании. Я благодарен Богу, моим Коллегам по студии, моим Заказчикам и моим Конкурентам за то, как я прожил все эти годы.