Сначала "исчезли" деньги. Крупные купюры. Большие суммы, с некоторых пор, "хранятся на пластиковых карточках". На самом деле, даже не на них. Карточки, всего лишь, облегчают доступ к деньгам, хранящимся на банковских счетах. Было бы страшно неудобно всякий раз, оплачивая вечеринку в ресторане или покупая новенький iPad, вносить в терминал продавца многозначный номер счета и пароль.
Казалось бы, куда безопаснее было бы хранить деньги дома. В трехлитровой банке под кроватью, или среди упаковок с туалетной бумагой...
Безопасность и контроль
Но это иллюзия. Для тех, кто хранит чужие деньги, и зарабатывает с их помощью себе на пропитание, доверие клиентов - чуть ли не единственный аргумент. За это доверие они готовы бороться всеми доступными им средствами, и главное из них надежность и безопасность. Для сохранения доброго имени они готовы, если это потребуется, действовать себе в убыток, но не допустить потери клиентом денег не по его вине.
Пластиковые карточки почти бесполезно красть. Снять деньги с чужого счета, не зная пин-код, очень непросто. Пытаясь снять деньги, злоумышленик легко может погореть: терминалы оснащены камерами слежения. Владелец карточки может заблокировать ее - достаточно одного телефонного звонка.
Карточки появились в 50-е годы прошлого века, но идея безналичных расчетов возникла, и была воплошена в жизнь, почти одновременно с появленим самой наличности, еще в древнем Междуречьи.
Как и у всего на белом свете, у банковских счетов есть недостатки. Каждый шаг контролируется. Любое поступление на счет, и любое снятие с него средств оставляет след, может быть проконтролировано, и контролируется, почти наверняка.
Ужасно? Но зато, в прозрачных и контролируемых системах, более или менее скрытых от посторонних глаз, намного труднее подставить невиновного.
Теперь, похоже, "исчезнут" и данные. Не все, мелочь так и останется нашей, но значительная часть того, что мы привыкли хранить в "трехлитровых банках" на своих флэшках и жестких дисках, скоро окажется "на облаках", в центрах хранения данных.
Плюсы и минусы - те же, что и в случае с деньгами. В случае утраты компьютера или умного смартфона ("смарт" значит "умный", но с некоторых пор смартфоны делятся на более и менее умные, и "умными смартфонами" я обозначаю iPhone, телефоны платформ Android, Bada, webOS и другие, подобные им - имею право), мы, во-первых, не потеряем наши важные данные, во-вторых, мы сможем оперативно заблокировать доступ к ним, в надежде, что никто не успеет раскрыть наши тайны...
Кто-то, умеющий обеспечивать сохранность и защищенность наших данных на порядок лучше, чем мы, кто-то, для кого наше с вами доверие важнее всего на свете, потому что это его кусок хлеба, возьмет на себя отвественность за наше благополучие - наши данные будут в куда большей безопасночти, чем сейчас.
Но все, что мы храним, и все, что мы делаем, отныне может быть, незаметно для нас, проконтролировано. И все действия, противоречащие законам и морали, в частности, пиратство (торренты и т.п.), уже не будут тайной для тех, кто должен, по долгу службы, следить за соблюдением законов. Наказание будет неизбежным.
Беда. Придется соблюдать законы...
Мэйден, Северная Каролина, наши дни
В небольшом городке Мэйден, в Северной Каролине, вот уже несколько месяцев идет гигантская стройка. Apple возводит хранилище данных (огромный сервер), площадью в полмиллиона квадратных футов (46 452 квадратных метра), и стоит все воздвигаемое сооружение миллиард долларов.
Здесь (http://www.youtube.com/watch?v=hDXSSi1qStA) можно взглянуть на эту стройку с высоты птичьего полета. Видео снято с вертолета, в феврале 2010 года.
У Северной Каролины есть шанс превратиться в "серверную". Тем более, что Apple, не дождавшись окончания строительства, уже планирует расширение серверного центра. Технические данные и устройство этого огромного "жесткого диска" не сообщаются, по понятным причинам. Единственное, что никак не утаить - площадь объекта.
Площадь строящегося центра в Северной Каролине планируется расширить до миллиона квадратных футов, примерно до ста тысяч квадратных метров.
Журналисты, пишущие на компьютерные темы, но страшно далекие от знаний в выбранной ими предметной области, удивленно вопрошают: зачем Apple нужен этот монстр?
Ответ прост. В настоящее время Apple уже использует один такой "жесткий диск", в Ньюарке, штат Калифорния. Площадь "диска" равна 109 тысячам квадратных футов, или 10 126 квадратным метрам.
999 из 1000, что именно через этот центр проходят все пуш-уведомления в iOS, с помощью этого центра каждый день активируется, в среднем, 275 тысяч новых iOS-устройств (в некоторые дни число активаций доходит до 300 тысяч), именно здесь хранятся данные о миллионах кредитных карточек, зарегистрированных в iTunes Store.
Отсюда скачиваются приложения для iOS, скоро к ним добавятся еще и маковские приложения. В основном, к работе ньюаркского центра у пользователей претензий нет, хотя в моменты пиковых нагрузок он не слишком хорошо справляется со своей работой.
Пиковые нагрузки случаются всякий раз, когда Apple выводит на рынок новинки, и, несмотря на некоторые неудобства для сотен тысяч счастливых покупателей, это не так уж и плохо. Триумф сотен тысяч iPhone 4, приобретенных в первые два дня продаж, благодаря этому побочному эффекту, был физически ощутим.
Видимо, пришло время расширять "мегасервер". И судя по тому, что на его апгрейд решено потратить миллиард, в ближайшем будущем нас ждет что-то новенькое...
Облака
В мире, на 18 октября 2010 года, было 125 миллионов iOS-устройств - iPhone, iPod touch, iPad. Из App Store, с июля 2008 по октябрь 2010, пользователи скачали семь миллиардов экземпляров приложений для iOS.
Некоторые из этих приложений пользуются только данными, хранящимися в их локальной памяти, но доля таких приложений относительно невелика. Даже игры, помимо того, что крадут несчетное число человеко-часов у тех, кто в них играет, еще и грузят глобальную паутину своими транзакциями, пуш-нотификациями, а то и целыми социальными сетями, в которые, как стайки пестрых рыбешек, попадают миллионы человеческих душ.
Большинство программ для iOS, более или менее активно, использует в работе данные, хранящиеся на серверах. И не только данные. Серверы грузятся тяжелыми вычислительными и поисковыми задачами. Как правило, эти задачи по силам iOS-устройствам, но эти устройства тратили бы на их решение слишком много энергии, а заряд батареи ограничен. Более того, энергозатраты - это перегрев, который еще вреднее и опаснее.
Если данные, и, возможно, программные средства, обрабатывающие эти средства, располагаются не непосредственно на компьютере, или устройстве, пользователя, а где-то в загадочном и неизвестном для него месте, пользователь оказывается в положении обладателя банковской карточки. Неизвестное место, скорее всего, представляет из себя какой-то сервер, где-то на планете Земля, днем и ночью похрустывающий накопителями и подмигивающий дежурному персоналу цветными огоньками, но какой-то остряк, несколько лет назад, назвал это место "облаком".
О том, что данные однажды переселятся "на облака", под надзор профессионалов, светлые умы знали еще лет 30 назад, но для того, чтобы великая облачная мечта смогла стать реальностью, многое должно было измениться. В те времена модем, способный передавать данные со скоростью до 8 тысяч бит в секунду, считался скоростным. При этом, качество передачи было "не ахти", и очень часто одни и те же данные приходилось "переспрашивать" по нескольку раз. С тех пор кое-что изменилось.
В последние годы об облаках говорили и писали очень многое. Очень многие компании, от крошечных и голодных до огромных и лопающихся от многомиллиардных накоплений на счетах, засветились в дискуссиях на тему "облачного программирования", пропиарив себя на всю катушку - а Apple хранила гордое молчание, потихонечку, звено за звеном, готовя вторжение на облака.
И день Д уже не за горами.
Какими бывают облака...
Не секрет, что значительное число серверов, используемых как "задние дворы" популярных приложений - это компьютеры "попроще и подешевле", надежность и быстродействие которых оставляет желать, как и безопасность доверенных им данных.
Это началось очень давно. Неумолимый прогресс стремительно превращал живые и вполне трудоспособные новенькие компьютеры в морально устаревший хлам, разработчики программного обеспечения спешили начинить самые последние машинки безумно привлекательными творениями, которые могли работать только на этих машинках. и их приходилось покупать...
А куда девать старые?
Программное обеспечение серверов, которое позволяет им на вполне, казалось бы, приемлемом уровне, "работать облаками" для десятков удаленных клиентов, как правило, достаточно консервативно, и совместимо с морально устаревшими старичками.
Альтернатива - сверхнавороченные, дорогущие серверы, стоящие в серверных залах с кодовыми замками, похожих на рубку звездного корабля, персонал в белых халатах (на огромной зарплате), вентиляция и охлаждение...
Это мало кому по карману. Да и сложно.
И еще одна: суперсверхнавороченные серверы, с автономными электростанциями, с защитой от стихийных бедствий, площадью в десятки, а то и в сотни, тысяч квадратных метров, управляемые персоналом экстра-класса, предлагающие свои услуги всем пользователям и разработчикам платформы, за бесплатно, или за очень дешево - это массовое "производство", увеличивающее продажи железа и программ...
Это уже кое-что другое. И похоже, порча жесткого диска вскоре превратится из катастрофы в досадную, но вполне поправимую, неприятность.
Украденный компьютер, или мобильное устройство, забытые в баре или павшие жертвой уличной преступности, достаточно будет побыстрее заблокировать, и данные не попадут в чужие руки. Как кредитную карту.
Централизация данных превратит многие розовые мечты человечества в самую реальную реальность, у людей появятся небывалые прежде возможности, но за все за это придется чем-то заплатить. Так устроен мир.
Придется знать и соблюдать законы. Но это не самая суровая расплата.
Перестав ходить пешком и ездить на домашних животных, люди научились в считанные часы пересекать тысячи километров, не вставая из кресла лайнера и попивая кофе или что-то покрепче - но покоренные расстояния не остались в долгу, и время от времени собирают кровавую дань, обрушивая серебристых птичек с небес.
Критика критиков iPad и новых MacBook Air
Когда iPad дозревал в утробе мамы-Apple, и только-только готовился появиться на свет, в его адрес были выдвинуты многочисленные обвинения. Он обвинялся в том, что слаб, скучен, хрупок, не способен снимать кино (он даже не умеет делать статические снимки!), не умеет печатать, не умеет работать в роли мобильного модема для компьютера, и...
В том, что у него слишком маленькая "постоянная" память. Жесткие диски, карьера которых была долгой и блестящей, за прошедшие десятилетия, стали надежными и быстрыми, и очень дешевыми. Их вес и физические размеры уменьшились в разы, а объемы хранимой информации выросли в тысячи раз.
iPad претендовал (со дня его объявления) на роль убийцы нетбуков, но жесткие диски его жертв легко и просто вмещают сотни гигабайт информации, а он - только 16, 32 или 64, в зависимости от модели. Самая продающаяся модель - 16-гиговая.
MacBook Air последней модели, названный Джобсом "ноутбуком будущего", самый увлекательный и обворожительный ультрапортативный компьютер в мире, тоже использует флэш-память. Наибольший интерес вызывает модель с диагональю в 11.6 дюймов, объем флэш-памяти которого, в базовой модели, всего лишь 64 гига. Доплатив долларов сто, объем его флэш-памяти можно увеличить до 128 гигов.
У 13-дюймовой модели дела обстоят получше, но и он не выдерживает никакого сравнения с нетбуками - в базовой конфигурации 128 гигов, в "дорогой" - 256. Флэш-память надежнее, в ней не используются трущиеся механические детали, она быстрее дисковой (в два раза, как минимум), но...
Критиковать критиков MacBook Air и iPad, несмотря на агрессивный заголовок главы, мы не будем. Заголовок - это пиар. Просто вспомним о том, что Apple вот-вот переселит данные с дисков на облака, в том числе, например, песни в наших библиотеках iTunes.
Как Apple уже почти сделала это с видео (и с последним AppleTV)...
И в этом случае, малость объема флэш-памяти в ноутбуке будущего, и гигантская "флэшка" в Северной Каролине - две стороны одной и той же монеты.
Присоединяйтесь к нашей группе на Facebook: iD EAST
авторы статьи: Дубинин Виталий, managing founder; Свиргстин Олег, R&D director