«Вы можете не меняться.
Выживание не является обязанностью».
Уильям Эдвардс Деминг
Заниматься прогнозами – традиционно неблагодарное дело, а на медийном пространстве – неблагодарное в кубе. Но без попыток прощупать тонкие струнки будущего – никуда. Победителя ждет колоссальная награда: как в виде возможности потешить себя коктейлем собственного тщеславия и самолюбования, так и материальными дивидендами - если доверять принципу Парето. Все, как в любом другом бизнесе: вы либо придумываете и создаете iPad (графен, Facebook, Mercedes - выбирайте, что ближе по вкусу) и снимаете сливки в виде 80 % рынка, либо выступаете в роли эпигона: плюясь и матерясь, отправляете в мусорную корзину собственные стратегические планы (на которые были потрачены время, силы и, не исключено, деньги) и начинаете реализовывать планы чужие. А куда деваться, на оставшиеся после первопроходцев 20 % рынка или его маржу тоже будет немало расторопных претендентов…
На протяжении нескольких десятилетий местная пресса в нашей стране жила по самым разным законам, за исключением, пожалуй, законов экономических. Думаю, не будет секретом и то, что для части таких изданий грамотная финансовая политика не в ущерб контенту, а, напротив, во имя контента, до сих пор – вопрос не первостепенной актуальности. Но, на самом деле, страшно не это. Страшна психология, ключевым мессейджем которой является «на мой век хватит». Страшно напускное равнодушие, с помощью которого маскируется нежелание меняться и страх перед неизведанным, но агрессивным, хладнокровным, наступающим семимильными шагами. Отсюда – и застывшие формы местной прессы, в которых легко угадываются очертания 80-ых годов. А злые языки поправят: каких восьмидесятых??? семидесятых!!! шестидесятых!!! времен Ленина на броневике!!! царя Гороха!!!
То, что меняться необходимо, и делать это нужно прямо сейчас – очевидно. Достаточно провести в Интернете пару часов на специализированных сайтах, чтобы глаза заболели от очередной порции прогнозов могильщиков печатных СМИ и сегмента местной прессы, в частности. 2020 год, 2037, 2051… На самом деле, установка точной даты не может являться приоритетом. Приоритет – В ПРИНЦИПЕ не допустить наступление апокалипсиса местных СМИ. И у «дешевых муниципальных газетенок» (цитата из блога одного уважаемого южноуральского журналиста и моего ЖЖ-френда creozot) есть все шансы вооружиться чистокровной кошачьей выживаемостью и не сдать ни пяди завоеванного предыдущими поколениями журналистов информационного поля. Потому что через пять лет, в 2016 году, принципы работы на местном медиапространстве претерпят серьезные изменения и, вполне возможно, будут выглядеть так.
Продолжение следует...