Рискованное мышление для бренд-менеджеров или креативность вне зоны комфорта

2012-01-16 11:51:41 3338

Для достижения креативности вам нужно изменить свое мнение о ней, образе мыслей , подвергнуть сомнению многие «незыблемые истины», в том числе.. само понятие креативности.

Не будучи лидером рынка, вы вряд ли обладаете ресурсами для того, что бы бросить серьезный вызов ведущим игрокам своей отрасли. В «крысиной гонке» конкуренции кто-то все время отстает. Есть ли смысл разрабатывать хорошую идею, когда вы знаете, что ее перехватят конкуренты. Одна из основных проблем «креативности» заключается в том, что человек с самого рождения является имитатором. Реверанс Джакомо Резаллати и его открытию зеркальных нейронов в экспериментах на макаках с введением микроэлектродов в зону F5 (лобная кора). У людей активность мозга согласующаяся с поведением зеркальных нейронов, была обнаружена в лобной и теменной областях. Такими методами, как МРТ и электроэнцефалография. Все индивиды являются имитаторами в той или иной степени на подсознательном уровне стремятся повторить удачные решения других индивидов или компаний, если рассматривать этот вопрос с более глобальной стороны. Аутсайдерство на рынке приводит к проигрышному мышлению или даже смерти.

Все мы ограничены рамками своего мышления, у всех нас есть ограничения в отношении того, что мы можем и думать и представлять. Если вы считаете по-другому – вы просто наивны. Конечно же, мы можем подвергнуть сомнению границы, но разговоры о разрушении рамок и не стандартном мышлении, как правило, оказываются пустыми. Нам нужны рамки, нужна эта «коробка» – чтобы само мышление стало возможным. Креативность не должна быть комфортной и приятной, иногда она похожа на занозу. Ваше хорошее самочувствие после упражнений по креативности не является доказательством эффективности этих упражнений – это лишь признак того, что мозг выделяет эндарфины как награду за то, что вы пошли на поводу у традиционных истин. Напротив реальной креативностью мы называем перестройку мышления – нам нужно отправится туда, где не комфортно и даже страшно, где наши обычные техники ментальной навигации не работают.

Корпарации желающие перемен и инноваций, часто не понимают, какой смысл за этими двумя понятиями скрывается, инновации – это когда человек пытается делать, то, чего не делали другие, а не подражать и копировать даже таких «гигантов» как Apple или Google. Инновации – и есть креативность, это процесс, приносящий изменения и разрушающий прежние рамки. Она связана с нарушением текущего положения дел и одновременным созданием чего-то нового, не существовавшего прежде. Начните мыслить иначе о том, как мыслить иначе. Мозг очень хорошо умеет нас вознаграждать за правильное поведение. Мы чувствуем, будто действительно сделали , что –то значимое, чувствуем себя умными и вообще нам хорошо! А поскольку нам приятно чувствовать себя умными, мы начинаем отождествлять это маленькое «впрыскивание» с креативным озарением.

Точки дискомфорта – места, где мы обычно отступаем, перестаем грузить себя, так как чувствуем почти физическую боль – сигнал того что тело и мозг протестуют против конкретной формы в целях самозащиты. Задайте себе вопрос - «как бы я действовал, если бы знал, что именно здесь кроется самый большой потенциал для развития и совершенствования моих способностей и потенциала компании?» Если новая стратегия очень, очень вдохновляет вас, скорее всего она дерьмо! Вдохновение, страсть и удовольствие всего лишь дымовая завеса, а интуиция враг креативности. Если вы в процессе творения чувствуете себя комфортно – мозг обманывает вас. Снова! Один из очень успешных продуктов – это особый вид конфеты, а точнее конфета в очень странной упаковке. Этот продукт - пластиковое ухо с закрытым ушным каналом. Если открыть крышку можно взять ватную палочку (которой великодушно снабдил вас производитель) и начать есть обильные запасы ушной серы, находящийся внутри ушного канала. Весело?! Понятно, что ватная палочка на самом деле не ватная палочка, а ушная сера – очень вкусная конфета, которая приводит детей в неописуемый восторг. Пожирание ушной серы подчеркнуто отвратительно, а следовательно - это отличный пример нестандартного мышления. Прекрасно в такой реакции и связанным с ней чувством отвращения, то, что она позволяет понять механизм работы креативности.

На ранних этапах вашей жизни, когда вы были ребенком, подобная реакция была куда менее вероятной. Вам было интересно, какой вкус у ушной серы, соплей и даже мочи. Тогда вас не легко было шокировать, а потом что-то произошло… Реакция отвращения подчеркивает зоны неэффективности нашего мышления, указывает, как можно провести тюнинг нашего креативного двигателя. Например секс.. Мозг прекрасно знает, что секс или то, что наводит мысли о сексе, нельзя обсуждать открыто.. Мозг знает, что секс непристоен, грешен и просто грязен. Особенно, если это хороший секс.) Есть такие продукты, например как краска для окрашивания лобковых волос и в этом нет ничего грязного. Конечно, их окрашивание может показаться делом странным, но если вам этого хочется – то почему бы нет! Наша рациональность – это всегда продукт нашего прошлого, тогда как креативность направлена в будущее.

Креативность нуждается в оппозиции и при правильном использовании такой противник очень ценен. Что бы родить действительно великую идею, важно довести ее до состояния трений между собой и статусом кво. ДЛЯ НАСТОЯЩЕЙ КРЕАТИВНОСТИ НЕОБХОДИМО, ЧТО БЫ КТО-ТО – НАПРИМЕР, ЛИЧНО ВЫ – РЕШИЛ НЕ ПРОСТО ИГРАТЬ С ИДЕЯМИ, А ДЕЙСТВОВАТЬ. Вот так компания «Viko Pro» запустила на рынок рекламных технологий революционный маркетинговый инструмент - мультисенсорную упаковку, продукт который может полноценно рекламировать целую линейку одного бренда прямо в месте выкладки самого товара, при этом работать как инструмент сенсорного брендинга (помимо визуального и аудиального канала), воздействовать на потребителя через кинестетический канал (запах и тактильные ощущения). Новый продукт ориентирован на специалистов в области рекламы и маркетинга, которые смогут потрясти основания корпоративных структур точно так же, как новаторы прежних времен потрясали своими изобретениями.


Статья написана по материалам и исследованиям Альфа Рена.