Каким будет следующий скачок в развитии корпоративного видео? Ниже мы расскажем о том, как менялось корпоративное видео, и некоторые предположения о том, как оно будет развиваться в дальнейшем. Для более четкого понимания давайте оценивать эволюцию видео по четырем параметрам:
1) создание; 2) менеджмент; 3) доставка; 4) мониторинг.
Прошлое корпоративного видео
Тема: Телевидение - это большие деньги
До распространения Интернета единственной средой, где могло быть использовано видео, было телевидение. 30-секундный ролик, обучающие программы на VHS/DVD или, возможно, даже собственный канал – все это оказывается в конечном итоге очень затратным и неудобным в использовании. В результате, видео оставалось частью индустрии развлечений и не использовалось как инструмент продвижения.
Создание: один съемочный день профессиональной съемочной команды мог стоить вам до 100.000 $, если не больше. Никто не занимался съемками самостоятельно.
Менеджмент: Создание VHS- и DVD-каталогов требовало, как минимум, физического пространства. Чтобы найти какую-то видеокассету, нужно было обращаться к картотеке, как в библиотеке.
Доставка: Доставка коммерческого видео представляла собой работу с телесетями, которым принадлежал эфир. Ответственность за то, чтобы контент попал туда, куда нужно, нес отдел распространения.
Мониторинг: Вычислить попадание видеоматериала, будь то трансляция или запись на VHS/DVD, в целевую аудиторию, чтобы отследить приносимый доход, было невероятно сложно.
Большие деньги, большое производство, большие компании – все большое, а толку ноль. До появления Интернета видео было совершенно другим. По сути, никто ни за что не отвечал. Маркетологи не могли предоставить информацию о результативности видеопроектов, так как не могли само это видео отследить.
Настоящее корпоративного видео
Тема: Переход к Интернету, большие объемы, снижение затрат
В середине 2000-х на американском рынке появляется онлайн-видеоплатформа Brightcove. Платформа Brightcove была разработана как «способ интеграции телевидения в Интернет». Эти ребята действительно стали пионерами онлайн-видео. С тех пор многие другие компании присоединились к этой гонке, в том числе KIT Digital, Sierra Ventures поддержали Ooyala, Avalon Ventures поддержали Kaltura, и т.д. Вот что говорят Brightcove: «По нашим оценкам, рынок видеоплатформ составит примерно 2,3 миллиарда $ в 2011 году и вырастет примерно до 5,8 миллиардов $ к 2015 году».
Интернет – это мощное средство для применения видео, теперь многомиллиардный рынок будет расти. Кроме того, сейчас корпоративное видео – это разумное поле для инвестиций. Что самое интересное, затраты на видео снижаются, а объем растет, и задачи усложняются.
Создание: Сейчас создание видео стоит порядка 100 $. Такие штуки как цифровые видеокамеры, камеры FlipVideo, смартфоны, утилита Camtasia помогли массам освоить видеопродакшн. Платформы для шеринга, такие как YouTube, познакомили каждого с правилами приличия и этикета в профессиональной видеотусовке. Мгновенно появились сети профессиональных видеооператоров, такие как BBN3, Turnhere и Pixelfish, и фактически сделали видеопродакшн массовым. Видео стало обычным делом, и, следовательно, для того чтобы выделиться из толпы, вам придется вложить в свое корпоративное видео деньги. Новый вызов рынка – определить размер инвестиций в корпоративное видео, которое качественно представляет ваш бренд, но в то же время выглядит более настоящим и «своим», чем телевизионная реклама.
Менеджмент: Десятки частных и публичных онлайн-видеоплатформ сделали управление видео очень простым занятием. Однако в связи с резким увеличением объемов поиск видео становится проблематичным. Как искать то, у чего нет достаточного количества данных, которые нужно указать в поиске? Конечно, вы можете проставить теги и расшифровать видео. Но если вы хотите, к примеру, найти видео с лошадкой, которая бежит по полю, вы уверены, что результат поиска не выдаст вам ролик с чемпионатом по конкуру или, того веселее, совершенно не связанное с запросом видео про поклейку обоев? Скорее всего, проблема поиска видео в ближайшем будущем не решится.
Доставка: Раз уж компании тратят все большие бюджеты на свое видео, возникает необходимость в том, чтобы это видео посмотрели как можно больше человек. Несколько лет назад было предсказано, что видео стандартизируется. Все произошло ровно наоборот. Появилось огромное количество креатива и устройств, где видео можно просматривать, и все это в различных форматах, с разным разрешением и разной пропускной способностью.
Мониторинг: Переход корпоративного видео в Интернет принес с собой огромное количество возможностей для отслеживания результативности. Теперь мы можем узнать количество уникальных зрителей, глубину и географию просмотра, на каком устройстве просматривается видео и т.д. Реклама в онлайн-видео стала новым источником доходов (pre-rolls, post-rolls, overlay и иногда in-video, последняя с меньшим успехом).
Интернет определил масштаб современного видео. За успешность видео по-прежнему в ответе отдел маркетинга. Маркетинг стал более эффективным, так как теперь можно проследить, как клиент относится к онлайн-покупкам и к бренду в целом.
Так что нас ждет?
Будущее корпоративного видео
Расширение возможностей сотрудников, контроль результативности
В большинстве компаний использование собственного онлайн-видео по-прежнему доступно только тем, кто занимается корпоративным брендом. Кроме того, видеовозможности возросли настолько, что почти все время приходится привлекать программистов, чтобы онлайн-видеопроекты работали корректно и эффективно. Рядовые сотрудники понимают, что будущее за видео, и в результате те, кто вроде не работает напрямую с имиджем компании, где требуется использование видео, находят способы, чтобы включить корпоративные ролики в свою работу. Продавцы отсылают клиентам ссылки на демо продуктов, отзывы других клиентов, вебинары, объявления и другие видео на сайте своей компании или канале компании на YouTube.
Тем не менее, инструментов и решений, которые оправдывали бы такое поведение продавцов, пока нет. Допустим, вам присылают ссылку на видео, которое размещено на корпоративном сайте какой-либо компании. Вы смотрите ролик, кликаете на него, но ничего не происходит: вы не можете приобрести продукт или услугу, который вам был продемонстрирован. Тот, кто отправил вам эту ссылку, фактически потерял контроль над ситуацией. К тому же, продавец никак не может проследить, посмотрели ли вы видео, которое он вам отправил, или нет.
Маркетинг как род деятельности в компании тоже упускает один важный момент. Маркетологи не могут отследить, какие видео продавцы используют чаще всего и какие из этих видео наиболее эффективны. Продавцы также могут использовать видео с ограниченным доступом и могут быть эффективным инструментом продаж: отзывы клиентов, вебинары, приглашения, демо о продуктах и т.д. Если задачей отдела маркетинга стоит отслеживание того, как продавцы в компании используют корпоративное видео, нужно создать определенные условия для совместного использования корпоративного видео. К тому же, это облегчает работу CRM-системе, на которую уже переходят многие маркетинговые и торговые организации.
И что же ждет корпоративное видео? Его ждет расширение возможностей сотрудника, который это видео так или иначе использует. Как это влияет на наши 4 параметра оценки видео?
Создание: Также как и распространение, контроль над созданием видео будет по-прежнему осуществлять отдел маркетинга. Небольшая доля продавцов с креативным подходом к делу может присоединиться в качестве продюсеров к процессу создания презентационных роликов. Качество этого видео по-прежнему будет соответствовать стандартам бренда.
Менеджмент: Сильно изменится управление базой данных. Доступ будет осуществляться по учетным записям, будет организована вариативность каждого видео для каждого продавца (в зависимости от специфики). Данные об использовании роликов будут собираться и анализироваться, будет прослеживаться динамика изменений. И главное, в связи с ростом числа пользователей будет упрощаться юзабилити.
Доставка: Видео по-прежнему будет просматриваться на всевозможных устройствах, и главной задачей теперь станет брендинг.
Мониторинг: Теперь маркетологи смогут отследить эффективность видео благодаря данным от продавцов, клиентов, результатам рекламных кампаний и проч. Например, почему вебинар для продавцов, который прошел в августе, посмотрело намного больше человек, чем такой же в июле? Как это повлияет на изменение меседжа в вебинаре, который будет в сентябре? Если лучшие продавцы отправляют клиентам большое количество видео, как мотивировать остальных делать то же самое?
Нас ждет расширение возможностей сотрудников компаний по использованию корпоративного видео. Если взять такую линию, торговые и маркетинговые организации станут получать больше отдачи от видео и повысят его эффективность. Тем не менее, предсказывать что-либо определенное сейчас очень трудно.