Коллеги, в середине мая 2012 года мы анонсировали свое участие в бизнес-форум Digital Branding 2012 и объявили о проводимом нами мини-исследовании среди практикующих маркетологов. Представляем Вашему вниманию результаты этого исследования.
Для нас этот опрос – чистой воды эксперимент. Мы – не исследовательское агентство, и у нас нет опыта и ресурсов для проведения масштабных проектов подобного рода. Но попытка, на наш взгляд, была вполне удачная. Нам удалось опросить около двухсот человек. Основная часть анкет была заполнена в электронном виде еще до форума, остальные мы собирали на самом форуме в письменном виде. Среди опрошенных – представители компаний самых разных отраслей. Из наиболее крупных и известных компаний поучаствовали МТС, Тойота Моторс, Башнефть, Юникредит Банк, Пепсико, Альфа-банк и другие.
BrandMaker Russia занимается вопросами автоматизации повседневной работы маркетологов, поэтому в ходе опроса мы постарались заострить внимание на основных «болевых точках» в этой работе – процессах, которые часто приводят к потерям времени и денег. И вот к каким выводам можно прийти, основываясь на ответах маркетологов.
Часть первая: Работа с дизайнерами
Те, кто хоть раз курировал разработку рекламного материала, подтвердит – выстроить эффективную работу с дизайнерами нелегко. Много времени теряется в ходе составления технических заданий и корректировок уже разработанных макетов. Большинство отпрошенных (62%) отмечает, что в среднем для того, чтобы довести макет до финальной версии, требуется от 3 до 5 итераций. И лишь 9% опрошенных утверждает, что обычно хватает 1-2 правок. Каждая итерация – это целая цепочка действий, включающая составление ТЗ с перечнем необходимых правок, доведением этого ТЗ до дизайнера, получение от него очередного превью, анализ и согласование нового варианта макета. При этом неважно, насколько мелкие это правки – суть может быть буквально в исправлении одной буквы – все равно в большинстве случаев нужно обращаться к дизайнеру, так как у заказчика нет необходимых программ для открытия исходных файлов. В анкету был включен вопрос с перечислением самых популярных типов графических файлов - .indd, .cdr, .ai, .psd. Практически все участники отметили, что не смогут открыть файл как минимум одного из этих форматов. |
То, что к дизайнерам приходится обращаться даже за мелкими корректировками, ведет не только к потерям времени, но и к потерям денег – ведь оплачивать эту работу тоже нужно. Сходу оценить долю этих затрат непросто – около 20% опрошенных затруднились это сделать. При этом 15% участников считают, что больше половины затрат на дизайнеров уходит не на креатив, а на технические операции, а еще почти треть - что эта доля составляет от 20% до 50%. Ситуация облегчается, если есть дизайнер, состоящий непосредственно в штате компании. Но, судя по результатам опроса, штатного дизайнера имеют лишь чуть больше половины компаний – 55%. |
Часть вторая: Хранение и пересылка файлов
Хранение обычных текстовых документов и пересылка их по электронной почте – вполне тривиальная задача. Однако маркетологам в своей работе приходится сталкиваться с медиаданными самых разных типов – видео, аудио, презентации, макеты рекламной продукции, фотографии. Подобные файлы зачастую имеют большой объем, что затрудняет их пересылку коллегам. Мы поинтересовались у участников опроса, как у них обстоят дела с хранением и пересылкой файлов. Наиболее популярными хранилищами файлов в российских компаниях являются FTP-серверы и сетевые папки в локальной сети (29% и 25% соответственно). Довольно большой процент опрошенных использует физические носители – DVD, внешние жесткие диски. Более продвинутыми решениями – MS SharPoint, Dropbox – пользуется относительно небольшое количество опрошенных (суммарно 16%). | |
Из-за этого зачастую теряется время при пересылке больших файлов. В частности, больше половины опрошенных указали, что для пересылки файла объемом 1 Гб им понадобится от 1 часа до нескольких часов (для пересылки обычно используются файлообменники). Доля тех, у кого подобная операция займет всего несколько минут, тоже велика – 46%, Любопытно, что эти данные не коррелируются с информацией из предыдущей диаграммы об использовании средств для совместного доступа к файлам. Мы связываем большую долю таких ответов с распространением широкополосного интернета – действительно, при хорошем провайдере даже прямое скачивание файла 1 Гб занимает считанные минуты. |
Наконец, еще один вопрос, который мы не могли не задать, касался надежности хранения данных и их доступности для тех коллег, кому они необходимы. С проблемой потерь данных из-за технических неполадок сталкиваются 58% опрошенных, в том числе 6% отметили, что эта проблема весьма распространенная.
Не менее часто маркетологи сталкиваются с ситуацией, когда важная информация теряется в связи с увольнением коллеги – 41% опрошенных считает, что это распространенная проблема, и лишь 25% она не знакома вовсе.
Часть третья: Структура рабочего дня
Еще часть вопросов анкеты касалась организации рабочего дня маркетологов. В первую очередь мы поинтересовались у участников, какая доля из общего количества рабочих операций маркетолога является рутинной – то есть повторяется регулярно с минимальным количеством вариаций. Минимальной (менее 25%) считают эту долю менее четверти опрошенных. Наиболее распространенный ответ - от 25% до 50%. Так ответил 51% участников. Это в очередной раз опровергает миф о том, что работу маркетолога сложно структурировать и автоматизировать из-за того, что она слишком творческая. |
На что же тратят маркетологи свой рабочий день? Как выясняется из ответов на следующий вопрос, треть маркетологов ежедневно тратят не меньше половины своего времени на административные задачи, вообще не относящиеся к решению маркетинговых задач. 14% опрошенных ответили, что на административную рутину у них вовсе уходит более 5 часов в день. Тех, кому для решения второстепенных задач достаточно менее, чем 3 часов в день – 45% из опрошенных.
Похожая картина с затратами времени на планирование и отчетность. Минимальное количество времени – 5 часов в неделю и меньше – тратят на него лишь около половины опрошенных, остальным требуется существенно больше.
Нас заинтересовал вопрос – а не связаны ли эти излишние затраты времени на административную работу с общей схемой взаимодействия отделов внутри каждой компании? Не возникают ли ситуации, когда маркетологи вынуждены терять время из-за регламентов или негласных правил, навязанных другими службами? Большинство участников опроса признают, что подобные препятствия существуют у них в компании. При этом непреодолимыми их считает чуть больше трети опрошенных, а 46% считают, что с ними вполне можно мириться. Совсем не возникает проблем с другими службами лишь у 12% респондентов. | |
В заключение мы задали вопрос относительно анализа деятельности маркетинговых служб на предприятии. Лишь 12% маркетологов ответили, что в их компаниях регулярно проводится или проводился детальный аудит рабочих процессов отдела маркетинга, а больше половины участников вовсе не смогли ответить на этот вопрос. Очевидно, изучением и оптимизацией бизнес-процессов в отделах маркетинга пока занимается очень небольшая доля российских компаний. |
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашем опросе. Желаем всем удачи, отличного настроения и новых достижений в нашей нелегкой профессии маркетолога!
С уважением, команда Brandmaker Russia
© BrandMaker Russia http://www.brandmaker.com/ru/