Успех в поиске зависит от того, насколько ваш сайт по различным показателям превзойдет лидеров, располагающихся на первых позициях в выдаче. Комплексный конкурентный анализ позволит определить свое место относительно лидеров рынка, выявить сильные и слабые стороны конкурентов, но что самое важное — сформировать стратегию эффективного развития ресурса. Мы уже писали о том, как проводить конкурентный анализ внешних факторов сайтов, но это лишь малая часть информации, которую стоит анализировать и знать о своих конкурентах. Поэтому мы начинаем серию статей, в которых расскажем, как провести полный комплексный анализ конкурентов в поиске. Первая статья в этом цикле познакомит вас с методологией анализа, а также с тем, чем эти данные будут полезны вашему сайту и бизнесу.
Существуют различные подходы к конкурентному анализу в SEO, но мы хотим предложить вам нашу авторскую методологию, которую мы успешно применяем для своих клиентов.
Для удобства и корректности восприятия информации мы предлагаем разделить всевозможные исследуемые факторы на следующие основные группы:
Для того чтобы данные были репрезентативны, необходимо анализировать не менее пяти конкурентов на российском рынке и, по возможности, три-четыре лидера в тематике на мировом рынке.
Рассмотрим подробнее каждую группу факторов.
Как следует из названия, эта группа факторов имеет непосредственное отношение к самому сайту, и анализировать тут следует:
По итогам расширенного внутреннего анализа можно скорректировать или расширить стратегию развития ресурса с точки зрения внутреннего функционала, например:
Подобный подход с учетом трендов рынка и анализом портрета целевой аудитории поможет увеличить средний чек.
Анализ внутренних факторов сайтов конкурентов целесообразно проводить раз в месяц.
Помимо внутренних факторов, необходимо анализировать внешние показатели сайтов конкурентов:
Анализируя группу внешних параметров, мы получаем полную картину лидеров в поисковой выдаче и потенциал в трафике для нашего сайта. Достаточно важно также получить, например, список реферальных источников ваших конкурентов. Это позволит скорректировать стратегию развития ссылочного окружения или, как вариант, спланировать списки площадок для баннерной рекламы.
Подобный анализ конкурентов целесообразно проводить минимум раз в квартал.
Еще одна важная группа факторов, которая позволит скорректировать не только свою SEO-стратегию, но и другие маркетинговые активности. Анализу подвергается:
Имея подробный анализ структуры каналов трафика всех конкурентов и понимая качество данного трафика, вы можете выявить свои слабые стороны, а также определить, нужен ли вам тот или иной источник.
Мы считаем целесообразным проводить подобный анализ конкурентов минимум раз в квартал.
Сюда попадает все, что связано с аудиторией сайта и ее взаимодействием с ресурсом:
Понимая структуру и концепцию ресурса конкурента (полученную в результате анализа внутренних факторов сайтов), вы сможете сформировать для себя картину из самых популярных разделов сайта, проанализировать основные страницы-источники конверсий. Полный анализ поведенческих факторов поможет вам также найти наиболее конверсионные элементы функционала на сайте. Например, это может быть сравнение товаров, консультации со стилистами или дополнительный информационный контент, необходимый для принятия решения.
Имея полную картину поведенческих факторов, вы можете определить для себя пути развития функционала сайта или придумать уникальные «фишки», которых нет у ваших конкурентов.
Мы считаем целесообразным проводить подобный анализ конкурентов минимум раз в месяц.
Все еще нет доказательств прямого влияния социальных сигналов на формирование поисковой выдачи. Но уже давно не секрет, что у поисковиков есть специальный штат роботов, которые обрабатывают информацию соцсетей, выявляя таким образом наиболее горячие новости, а также поведенческие факторы пользователей. В этой группе факторов будем исследовать:
Все большую актуальность приобретает работа с аудиторией через социальные сети, что вполне оправдано из-за проникновения социальных сетей в повседневную жизнь любой возрастной категории. Анализируйте как существующую, так и потенциальную аудиторию, сформируйте список приоритетных социальных сетей, продумайте, каким образом вашим пользователям будет удобнее всего взаимодействовать с вами в данном пространстве, проводя подробный анализ взаимодействия конкурентов.
Подобный анализ конкурентов целесообразно проводить минимум раз в квартал.
Данный пункт крайне важен для крупных, федеральных или международных брендов. Если вы планируете выход на новые рынки или расширение присутствия бренда в своих регионах, обязательно анализируйте не только репутацию вашего бренда, но и основных российских (для корректировки своей репутационной стратегии) и западных игроков (поиск оригинальных идей и решений, потенциальных каналов расширения присутствия и т.д.).
Для этого регулярно анализируйте:
Мы считаем целесообразным проводить подобный анализ конкурентов минимум раз в 1-2 месяца.
Надеемся, что данная статья помогла вам сформировать представление, какие данные сайтов конкурентов следует отслеживать. В следующих статьях, мы подробно рассмотрим, как анализировать каждую группу факторов.
Пишите в комментариях о своем опыте проведения комплексного конкурентного анализа сайтов.
Еще больше материалов по теме в блоге iSEO.