HTTP и HTTPS для SEO: как не потерять благосклонность Google

2015-08-21 13:16:26 2910

В блоге онлайн-сервиса для анализа ссылочной массы сайта Ahrefs.com появилась интересная статья Майкла Эрнандеса, которая поможет ответить на вопросы, волнующие многих оптимизаторов и владельцев сайтов: стоит ли переходит на протокол HTTPS, принесет ли это существенную пользу для SEO?

В августе прошлого года Google официально объявил, что использование сайтами протокола HTTPS будет учитываться в качестве одного из факторов ранжирования. Но так ли все легко и просто на самом деле? Давайте разберемся, в чем разница между HTTP и HTTPS, как перейти с одного протокола на другой, и нужно ли вообще совершать этот переход.

Постараемся ответить на несколько вопросов:

  • Почему при ранжировании Google отдает предпочтение сайтам, использующим протокол HTTPS?
  • Какие преимущества дает HTTPS с точки зрения поисковой оптимизации?

HTTP и HTTPS: основы

Как для пользователя, так и для владельца сайта хорошее онлайн-взаимодействие обычно подразумевает качественное шифрование данных. Чтобы разобраться, почему Google отдает предпочтение этому элементу, рассмотрим основные различия между протоколами HTTP и HTTPS.

HTTP (HyperText Transfer Protocol)

HTTP («протокол передачи гипертекста») — это система передачи и получения информации в интернете. HTTP является протоколом прикладного уровня, то есть, по сути, его интересует в первую очередь то, как информация передается пользователю, при этом ему безразлично, как данные попадают из пункта А в пункт Б.

HTTP является протоколом «без сохранения состояния», то есть он не хранит никакой информации о предыдущей сессии пользователя. Преимущество такого протокола, который не запоминает состояние, заключается в том, что требуется посылать меньше данных, соответственно, повышается скорость.

Когда целесообразно использование HTTP?

HTTP чаще всего применяется для доступа к HTML-страницам. При этом важно учитывать, что с помощью доступа к HTTP можно задействовать и другие ресурсы. Именно так создавали свои сайты те компании, которые не были связаны с конфиденциальной информацией (например, с данными о платежных картах).

HTTPS (Secure HyperText Transfer Protocol)

Протокол HTTPS, то есть «безопасный HTTP», был разработан для авторизации и защищенных транзакциях. Обмен конфиденциальной информацией должен быть безопасным, чтобы предотвратить несанкционированный доступ, именно для этого и нужен HTTPS. Во многих отношениях HTTPS идентичен HTTP. В обоих протоколах клиент (например, ваш браузер) устанавливает соединение с сервером через стандартный порт. Однако HTTPS обеспечивает дополнительный уровень защиты, поскольку применяет криптографический протокол SSL при обмене данными.

С технической точки зрения есть еще одно различие протоколов: в отличие от HTTP, для HTTPS по умолчанию используется 443 TCP-порт, т.е. протоколы HTTP и HTTPS используют два разных порта для коммуникации.

HTTPS работает совместно с криптографическим протоколом Secure Sockets Layer (SSL). Вместе они обеспечивают надежную передачу данных, и именно это отличие от HTTP учитывает Google.

Обратите внимание: протоколу HTTP важно ЧТО передается, то есть сохраняется целостность данных, но сами данные могут оказаться под угрозой перехвата. Для SSL важно КАК передаются данные, при этом безразличен вид содержания, но надежен процесс передачи. HTTPS — это HTTP, обернутый в SSL. Вот почему HTTPS действительно сочетает в себе лучшее: с одной стороны, он заботится о том, как пользователь видит данные, с другой стороны, обеспечивает дополнительный уровень защиты при передаче данных.

Примечание: HTTPS и SSLчасто используются как взаимозаменяемые термины, но это неверно. HTTPS безопасен потому, что использует SSL для защищенного обмена данными.

HTTPS и позиция Google

Нет ничего удивительного в том, что Google предпочитает надежные сайты с подтвержденным сертификатом сервера.

В этом случае пользователь может быть уверен, что сайт применяет шифрование личных данных для повышения защиты и безопасности. Однако необходимо понимать, что получение сертификата может быть непростой задачей (чем и обусловлен дополнительный вес этого фактора при ранжировании).

Когда сайт подает запрос на получение сертификата, организация, выдавшая такой сертификат, становится доверительной третьей стороной. Когда ваш браузер обращается к сайту, использующему защищенный протокол HTTPS, он применяет информацию, содержащуюся в сертификате, для проверки подлинности сайта. Пользователь, понимающий разницу между HTTP и HTTPS, может спокойно совершать покупки, и не бояться, что его данные будут украдены.

Как уже упоминалось в начале статьи, Google рассматривает использование протокола HTTPS в качестве фактора ранжирования. Анализ данных ясно показывает, что сайты, использующие протокол HTTPS, действительно получают преимущество в выдаче, а потому переход на протокол HTTPS будет полезен всем компаниям, даже тем, для которых защита личной информации не существенна.

Добавим еще немного технической информации. Данные, передаваемые с помощью HTTPS, защищены криптографическим протоколом TLS (Transport Layer Security – «безопасность на транспортном уровне»), который предусматривает три основных уровня защиты:

  • Шифрование данных. Данные шифруются для повышения безопасности их передачи.
  • Сохранение целостности данных. Данные не могут быть незаметно изменены или искажены во время передачи.
  • Аутентификация гарантирует, что пользователь попадает именно на тот сайт, который ему нужен.

Google утверждает, что сайты, использующие протокол HTTPS, получают небольшое преимущество при ранжировании именно из-за фактора безопасности.

Тем не менее, применение HTTPS пока остается довольно слабым сигналом на фоне всех остальных факторов (влияет менее чем на 1% запросов по всему миру), учитывающихся в алгоритме ранжирования, и имеет меньший вес, чем, например, высококачественный контент.

По словам Search Engine Land, Google сообщает, что первые тесты по использованию HTTPS в качестве сигнала ранжирования дали «положительные результаты» в плане релевантности и позиции ресурса в выдаче Google. Специалисты также считают, что Google может принять решение повысить влияние этого сигнала и отдавать предпочтение сайтам, использующим HTTPS, в целях заботы о безопасности пользователей.

Преимущества перехода на HTTPS с точки зрения SEO

Очевидно, что протокол HTTPS обеспечивает безопасность данных, а потому он поможет вам сохранить благосклонность и расположение Google. Есть и дополнительные преимущества с точки зрения оптимизации сайта.

1. Повышение позиций в выдаче.

Тут все очевидно. Как уже упоминалось, Google подтвердил, что учитывает использование протокола HTTPS при ранжировании, пусть пока и в незначительной степени. Конечно, трудно выделить роль именно этого сигнала, однако следует иметь в виду сам факт. Кроме того, вес этого сигнала имеет все шансы повыситься в будущем.

2. Реферальные данные.

Когда пользователь приходит на сайт, использующий протокол HTTPS, защищенные реферальные данные сохраняются. Если же трафик идет через сайт, использующий HTTP, данные теряются, такой трафик показывается как прямой.

3. Безопасность и конфиденциальность.

Протокол HTTPS повышает безопасность, а это может положительно отразиться и на результатах вашей SEO-деятельности. Протокол HTTPS:

  • подтверждает, что данный сайт именно тот адресат, с которым должен общаться сервер;
  • предотвращает вмешательство третьих лиц;
  • повышает безопасность вашего сайта для посетителей;
  • шифрует все коммуникации, включая URL, что позволяет защитить личную информацию, например, историю просмотров в браузере или номера кредитных карт.

Возможные проблемы при переходе на HTTPS

C точки зрения SEO переход с HTTP на HTTPS абсолютно безопасен. Тем не менее, нужно совершить несколько важных действий, чтобы объем вашего трафика не пострадал.

Обязательно сообщите Google о том, что вы перешли с HTTP на протокол HTTPS.

Google предлагает воспользоваться следующими рекомендациями при переходе на HTTPS:

  • Выберите подходящий вам тип сертификата безопасности: одиночный, мультидоменный или wildcard-сертификат (сертификат-шаблон для защищенного источника с несколькими динамическими субдоменами).
  • Используйте сертификаты с 2048-битными ключами.
  • Используйте относительные URL-адреса для ресурсов, находящихся на одном защищенном домене.
  • Используйте относительные URL без указания протокола для всех остальных доменов.
  • Не закрывайте от индексации HTTPS-страницы в файле robots.txt.
  • По возможности разрешайте поисковым роботам индексирование страниц. Старайтесь не использовать noindex в метатеге «robots».
  • Google обновил Google Webmaster Tools для более удобной работы с сайтами, использующими протокол HTTPS.
  • Внимательно отслеживайте переход сайта с HTTP на HTTPS в программах аналитики и в Google Webmaster Tools.

Приведем краткий список последовательности шагов, чтобы в общих чертах обрисовать процесс:

  1. Создайте запрос на получение сертификата (CSR).
  2. Выберите серверное ПО, используемое для генерации запроса CSR.
  3. Выберите алгоритм хэширования.
  4. Выберите срок действия сертификата.

Примечание: Вы сможете использовать этот сертификат для неограниченного количества серверов. Предпочтительнее работать с компанией, которая устанавливает SSL-соединения, поскольку все это генерируется автоматически сразу после ввода информации.

С подробной инструкцией по переходу на HTTPS вы можете ознакомиться в нашей статья «HTTP vs HTTPS. Как перейти на HTTPS без последствий?».

Заключение

Вывод прост — HTTPS не только даст вам все упомянутые преимущества в плане поисковой оптимизации, но и повысит защищенность вашего сайта. Именно безопасность вашего сайта и ваших пользователей — наиболее важный аргумент в пользу перехода с HTTP на HTTPS.

HTTPS также благоприятно скажется на реферальных данных и на стратегиях поисковой оптимизации. В целом, учитывая возможные усиление Google этого сигнала в будущем, а также если ваш сайт работает с конфиденциальной информацией, имеет смысл переходить на HTTPS как можно скорее.

Возможно, вы как раз недавно перешли на HTTPS и уже заметили какие-нибудь изменения? Вы проводили анализ, чтобы оценить, как этот переход сказался на SEO-показателях? Мы будем признательны, если вы поделитесь своим опытом в комментариях.

С оригинальным текстом статьи Майкла Эрнандеса “HTTP vs. HTTPS for SEO: What You Need to Know to Stay in Google’sGood Graces” вы можете ознакомиться в блоге Ahrefs.com.

Еще больше материалов по теме в блоге iSEO.