Репутация и отзывы крайне важны не только для бизнеса, но и для продвижения сайта в поиске. 88% потребителей при выборе интернет-магазина, товара или услуги изучают отзывы (по данным компании BrightLocal). При этом 9 из 10 потребителей доверяют отзывам в интернете также, как и советам своих друзей и знакомых.
Как сделать так, чтобы ваши клиенты писали много положительных отзывов? В этой статье мы ответим на этот вопрос и дадим рекомендации, как добиться того, чтобы эти отзывы были развернутыми и преимущественно положительными.
Чаще всего желание написать отзыв появляется в двух случаях: когда тебя обидели или наоборот превзошли все твои ожидания в качестве продукта или обслуживания. Первое, к сожалению, встречается гораздо чаще. Поэтому крайне важно отслеживать отрицательные отзывы в сети и вести работу по их нейтрализации. Но это уже другая большая тема, которую мы опишем в следующих публикациях.
По личному опыту могу сказать, что 80% моих отзывов связаны с негативным опытом. Но недавно у меня был и обратный опыт. Небольшой магазин принадлежностей для плавания оказался настолько клиентоориентированным, что осуществил бесплатную доставку товара из-за задержки в работе транспортной компании, а когда товар все равно не подошел, повторно бесплатно привез товар на замену и осуществил возврат. При этом доставкой занимался непосредственно владелец бизнеса. Не часто сталкиваешься с таким сервисом, особенно, когда речь идет о крупном онлайн-ритейле. Такое отношение к клиенту невольно заставляет потянуться к ПК и оставить везде, где только можно, хвалебную оду.
Чаще всего жалоба распространяется на сайте компании (если есть соответствующий раздел), на Яндекс.Маркете и прочих агрегаторах отзывов (irecommend.ru/, www.otzyv.ru/, www.yell.ru/ и т.д.), в том числе и на тематических (banki.ru, autonews.ru). В случае с западными компания отлично работают жалобы в социальных сетях. Отечественные крупные компании также научились реагировать на социальный негатив, но обычно это занимает больше времени, и отклик приходит с приличным опозданием, чаще, когда проблему уже удалось разрешить. Именно с этими каналами и нужно работать в первую очередь.
Делаем вывод, если клиент доволен вашим обслуживанием, товаром или услугами, у вас большие шансы получить положительный отзыв. Но не стоит полагаться на волю судьбы, мотивируйте клиентов оставлять отзывы о вашем сотрудничестве.
Помните, что человеческая натура такова, что все мы любим давать советы другим, используйте это себе во благо. Предлагайте клиентам поделиться своим опытом с другими покупателями, такими же как он сам. Скорей всего он не сможет вам отказать. Люди активно делятся своим мнением, если их просто попросить или дополнительно стимулировать к этому.
Такая схема крайне распространена среди продавцов на площадке Яндекс.Маркет. Вы нам отзыв, мы вам скидку на следующую покупку.
Некоторые компании не стесняются прямо на сайте предлагать посетителям оставить отзыв и получить некую сумму на телефон:
Реализуйте на сайте форму, где пользователь мог бы легко и быстро оставить отзыв. Например, после оформления заказа на странице с данными заказа можно попросить оставить отзыв.
Форма должна быть простой и понятной для заполнения, а главное — не требовать от клиента каких-то дополнительных усилий.
Отзывы в соцсетях — особенно актуальный способ, если вы реализуете свои товары или услуги через странички Facebook, VK и т.д. Там можно создать раздел с отзывами и персонально просить клиентов оставлять отзывы. Когда обращаешься напрямую к человеку, чаще всего процент отказа резко снижается. Легко можно рассчитывать на пару строчек практически от каждого второго довольного клиента. Основной минус данного способа заключается в том, что это преимущественно ручной труд, который потребует довольно много времени и сил. Но для молодого бизнеса, а также для бизнеса с молодой ЦА социальные сети — это беспроигрышный вариант.
Если вы работаете в офлайн, не забывайте про отзывы в Google+ и на картах Яндекса, а также различный сервисах, как tripadvisor.ru.
Чаще всего это отлично работает для ресторанов, кафе, отелей, химчисток и прочих сервисов обслуживания. Мотивация тут может простая — бонус в виде бесплатного напитка, скидки, доступа к Wi-Fi и прочее.
Пожалуй, наиболее эффективный и малозатратный способ — тригерные рассылки. Иными словами, рассылка, привязанная к какому-то событию, например, получению клиентом товара. В этом письме должен быть призыв оставить отзыв о товаре или услуге. При правильном подходе таким образом можно собрать большое количество положительных отзывов.
Тут самое важное – правильно определить время отправки письма, которое зависит от специфики бизнеса, товара или услуги.
Если вы торгуете скоропортящимися продуктами питания, то период отправки не должен превышать срока реализации товара (чащей 1-2 дня), в противном случае пользователь может успеть забыть о своих впечатлениях от продукта. Аналогичная ситуация с сервисами, предоставляющими услуги с определенным сроком действия (сайты купонов, услуги такси и прочее).
Средний период отправки подходит, когда необходимо некоторое время, чтобы успело сформироваться впечатление от использования товара. Например, в случае с покупкой бытовой техники, косметики и парфюмерии, мебели и т.п. Самое главное тут верно определить время отправки письма, чтобы человек не успел привыкнуть к покупке. Обычно данный период не превышает нескольких недель.
Длительный период актуален, когда для формирования впечатления покупателя необходим определенный период эксплуатации товара. Краски, автомобильные масла и т.п. В случае с краской важно не только понять, как она ложится на дерево, но также оценить ее стойкость к воздействию внешней среды. В таких случаях срок отправки письма может варьироваться от месяца до полугода. При этом у пользователя не происходит привыкание к продукту, так как он эксплуатирует его на протяжении всего этого периода, чтобы понять его эффективность.
Собирать отзывы не только полезно, но и не так сложно при правильном подходе. Но не забывайте, что успех начинается с качества продукта и сервиса. Это основное слагаемое вашей положительной репутации.
Еще больше материалов по теме в блоге iSEO.