Вы потратили на создание сайта n тысяч рублей. Значит ли это, что ваш сайт стоит именно столько? Вовсе нет. Итоговая сумма, в которую обходится сайт компании, может существенно превышать затраты на его создание. Как так? Сейчас разберёмся.
Когда мы проводим маркетинговый аудит сайта для наших клиентов, отдельной пунктом анализируются издержки, с сайтом связанные. И результат анализа иногда приводит заказчиков в изумление – бывает, что скрытая от глаз расходная часть оказывается просто неприлично большой. А состоит она из нескольких неравнозначных по своей очевидности пунктов.
Расходы
Хостинг.
Самый очевидный пункт из этой части. Стоимость хостинга может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в месяц. Высокая плата оправдана при больших нагрузках на сайт, критической важности сайта или данных на нём, при предоставлении хостером каких-либо важных дополнительных услуг, либо гарантий.
Если же ничего особенного от хостинга не требуется, то проект можно без ущерба для бизнеса перевести на более дешёвую площадку.
Ещё одним моментом, вынуждающим к повышению стоимости хостинга, является использование требовательных к ресурсам систем управления сайтом (CMS), либо экзотических платформ разработки. Этот момент надо учитывать ещё при планировании разработки сайта, оценивая – не придётся ли потом платить за содержание корпоративного сайтика с посещаемостью в 30 человек в день, как за целый портал с многотысячной аудиторией.
Оплата труда обслуживающего персонала.
Кто и почём обслуживает сайт? Кто меняет на нём информацию, кто, при необходимости, вносит мелкие правки в функционал?
Обычно тут есть три варианта.
Первый – обслуживание сайта полностью лежит на компании, его создавшей. То есть, даже для добавления простой новости приходится обращаться к внешнему разработчику и платить ему деньги. Этот подход потенциально создаёт несколько проблем:
- проблемы в случае необходимости срочных изменений («срочно, прямо сейчас», или «на выходных, чтобы к понедельнику»);
- проблемы при большом регулярном объёме обновлений (обходится дорого, и не всегда подрядчик готов фактически выделить постоянного контент-менеджера из собственного штата);
- проблемы контроля и управления (при такой работе заказчик становится «привязан» к исполнителю и не может от него уйти без полной переделки сайта).
Второй – есть штатный сотрудник, который сайтом «рулит». Контент-менеджер или сисадмин. Если работ по сайту немного, то большую часть времени работник простаивает, либо выполняет какие-то дополнительные поручения. То есть, сайт, в лице этого недозагруженного сотрудника, «ест» лишние деньги.
И третий – работы по сайту поручаются сотруднику в качестве дополнительной нагрузки. Особенно критично, если ответственным за простую техническую работу оказывается высокооплачиваемый специалист. Посчитайте, во сколько обойдётся компании добавление на сайт той же самой новости, если этим занимается лично директор по маркетингу, а система управления устроена неудобно (по нашему опыту анализа в разных компаниях, в зависимости от используемой системы и подготовки специалиста, на добавление одной заметки может уйти от 30 секунд до полутора часов). При этом, учитывать нужно не только фактическую стоимость часа работы, но и «упущенную выгоду» – то, что специалист мог бы сделать за это время по основному профилю, но не сделал.
Таким образом, затраты на управление сайтом обязательно нужно учитывать в эксплуатационных расходах и оценивать с точки зрения их оправданности.
ВременнЫе затраты.
Это подпункт вышеназванного пункта. Сколько времени требуется на то, чтобы произвести простые операции на сайте – добавить новость или пресс-релиз, выложить изображения, скорректировать оформление? Если система управления сайта позволяет делать это быстро и просто, позволяет делегировать простые операции малоподготовленным сотрудникам (секретарь, рядовой сотурдник отдела маркетинга) – отлично. Если же всё это выливается в «пляски с бубном», для которых нужно приглашать «специально обученных людей» – стоит задуматься о миграции сайта на какую-то другую систему.
Потенциал развития.
Этот пункт из понимания стоимости владения обычно выпадает напрочь. А между тем, он очень и очень существенен. Вы создали корпоративный сайт, а через полгода решили дополнить его, скажем, корпоративным блогом. Или форумом для клиентов. И тут вдруг выясняется, что идеология сайта не подразумевала его развития и нужно не просто «подключить форум», а полностью переделывать проект. То есть, заложенная в проекте «мина» приводит к неожиданным и непредусмотренным расходам.
В качестве компромисса можно «прикрутить» к существующему проекту сторонние готовые решения, но это часто приводит к шизофрении в виде двух систем авторизации на одном сайте (отдельно – для всего сайта, отдельно - для форума), или двух стилей оформления (фирменный стиль на сайте и страшненькое оформление по умолчанию на форуме).
Поэтому, ещё только проектируя сайт, нужно однозначно ответить на вопрос о потенциальной возможности его дальнейшего развития и делать выбор в пользу тех разработок, которые эту возможность дают (здесь вне конкуренции оказываются «коробочные» CMS, которые изначально строятся в виде набора различных функциональных модулей, подключаемых по мере необходимости).
Итак, мы перечислили те расходные статьи, которые связаны с содержанием сайта и которые анализируются при проведении аудита сайта.
Однако это ещё не всё. Помимо расходов, с существованием сайта могут быть связаны также убытки и ущерб! Об это поговорим во второй части статьи.
Андрей Коновалов,
Центр Маркетингового Аудита