Во сколько вам обходится ваш сайт? Часть вторая – убытки.

2010-11-23 13:47:55 1934

В первой части мы говорили о расходах, связанных с сайтом и обычно не учитываемых в его стоимости. А теперь поговорим о более интересном – о тех убытках, которые существование сайта может нам принести.

Убытки

Простой, отсутствие аудитории

Сделали вы сайт, он уже готов к запуску, но… Всё как-то руки не доходят полноценно выложить его в интернет и открыть доступ. И вы откладываете запуск – мол, есть не просит, без него работали и ещё подождём. Это не так. Вложив средства в создание проекта, но не запустив его, вы не даёте возможности этим средствам поработать. Фактически, они оказываются замороженными.

Скажем, обошлась вам разработка проекта в 150.000 рублей. Готовы ли вы просто так вынуть из компании эту сумму и «положить на полку» на неопределённый срок? А в виде «незапущенного» сайта – почему-то согласны.

Второй гранью этого же вопроса является аудитория. Если ваш сайт призван решать какие-то задачи помимо функций интернет-визитки, то без привлечения на сайт аудитории не обойтись. Ведь без посетителей он не имеет смысла. Но зачастую создание сайта и меры по привлечению аудитории в компаниях разводят в разные проекты – создание сайта сейчас, а его реклама и продвижение – через полгода. В итоге получаем ту же ситуацию – замороженные средства.

Совет тут очевиден – создание, запуск и привлечение аудитории должны быть единым проектом, как можно более компактным по времени. Иначе к стоимости сайта придётся добавлять потери от «замораживания» средств на его создание.

Отклик и «даун»

Убытки от работы сайта тесно связаны со стабильностью его работы. Вернее – нестабильностью. Она может быть двух типов – большое время отклика страниц и полная недоступность проекта. Если страницы грузятся подолгу, то посетитель может не дождаться и уйти. Но, что самое неприятное, точно также уйти может «паук» поискового робота, зашедший на сайт для его индексации. Если он не дождётся ответа, то страница не будет проиндексирована и её нельзя будет найти через поисковую систему.

То есть, убытки тут выражаются и в потере средств на привлечение посетителей (вы потратили деньги, чтобы они пришли, они пришли, но ничего не увидели) и в потере средств на поисковое продвижение (вы продвигаете-продвигаете, а поисковик всё никак не может сайт толком проиндексировать). А если речь идёт об интернет-магазине, то каждый час его простоя означает потерю совершенно реальных покупателей и их средств.

Причины проблем с доступностью сайта могут быть как «врождёнными», так и обусловленными.

«Врождённые» – это результат непрофессиональной работы создателей сайта, использование тяжеловесный скриптов, массивной графики, «тормозной» CMS. Для избавления от этих проблем часто требуется полная переделка проекта.

«Обусловленные» – вызванные какими-либо внешними причинами. Например – недостаточной мощностью хостинга или всплесками посещаемости существенно выше расчётных показателей.

В обоих случаях потери очевидны. Если сайт испытывает проблемы «под нагрузкой», это значит, что как раз все те люди, которых вы на него привлекли, ничего на нём не увидят. И деньги, потраченные на их привлечение уйдут в песок. При этом, далеко не всегда названные проблемы заметны «невооружённым глазом». Например, довольно распространена ситуация, когда сайт работает вроде бы стабильно, но, на самом деле, на пределе своих возможностей. И даже небольшое превышение нагрузки оказывается для него непосильным. А превышение это происходит в естественный пик суточной посещаемости. У каждого сайта есть несколько часов, в течение которых на него приходит максимальное число посетителей. И именно в этот момент «слабый» сайт отключается. Для владельца сайта это остаётся незаметным – ведь в любое другое время сайт полностью работоспособен. А самый «вкусный» кусок суточного трафика просто теряется.

Ещё одна ситуация, при которой сайт может «лечь» – чрезмерно успешная рекламная кампания. Особенно часто такой эффект дают удачные «вирусные» акции, либо публикации ссылок на популярных ресурсах. На сайт вдруг начинает течь поток, в десятки (а то и сотни) раз превышающий обычную посещаемость, причём все эти посетители сконцентрированы в небольшом промежутке времени. Сайт «падает», а трафик пропадает – очень мало кто будет пробовать перейти по неоткрывшейся ссылке ещё и ещё.

Профилактикой убытков такого рода является:

- тщательный выбор CMS и команды разработчиков;

- оптимизация сайта под нагрузку (использование кэширования и т.д.);

- выбор хостинга, соответствующего CMS и планируемой нагрузке (а также допускающего возможность быстрого увеличения лимита ресурсов при необходимости).

Плюс к этому – подключить автоматический мониторинг доступности сайта (эта услуга есть, например, у Яндекса) и, по возможности, отслеживать нагрузку на сервер – какое количество ресурсов используется сайтом.



Что ж, про расходы и убытки поговорили. На очереди третья часть, ущерб.

Андрей Коновалов,
Центр Маркетингового Аудита