Аркадий Волож
генеральный директор ООО "Яндекс"
Аркадий Волож: "Мы сделали "Яндекс" с простым намерением продемонстрировать наши революционные технологии"
Контекстная реклама приносит "Яндексу" 1 млн долларов в неделю.
Исходя из средней для компании нормы прибыли в 37% и дохода к концу года в размере 65 млн. долларов, который формируется из 80% контекстной рекламы и 20% медийной рекламы, капитализация "Яндекса" составит $1,489 млрд.
Волож Аркадий Юрьевич является генеральным директором ООО "Яндекс", образовавшегося в 2000 году. Чрезвычайную популярность "Яндекс" приобрёл благодаря своей уникальной поисковой технологии, изобретенной ещё в 1990 году и постоянно совершенствующейся.
Сегодня "Яндекс" - это крупнейший Российский многофункциональный портал со своей почтовой службой с уникальной антиспам-защитой, собственной платёжной системой и рядом других ключевых веб-служб: последние новости, каталог сайтов, карты и энциклопедии, бесплатный хостинг и каталог товарных предложений магазинов и ещё дюжина Интернет-сервисов. Но, прежде всего, "Яндекс" знаменит качественным поиском.
По статистике Liveinternet.ru переходов на сайты с поисковых систем за последних три месяца "Яндекс" занимал в поисковых запросах россиян 60,5%. В том время как Rambler имеет 21,5%, а Google - 6,7% и Mail.ru - 6,5%.
К началу 2006 года в абсолютных цифрах ежемесячная аудитория "Яндекса" составила около 24 миллионов.
На "Яндекс" работают более 300 ученых и инженеров в головном офисе в Москве. В Санкт-Петербурге офис разработчиков, в Украине - представительство.
В 1986 году Аркадий закончил институт по специальности "прикладная математика". Занимался исследованиями в области обработки больших объемов данных в Институте проблем управления (ИПУ) Академии Наук.
Успех в бизнесе пришёл к нему, когда он стал соучредителем одного из первых Московских компьютерных кооперативов в 1988 году.
В 1998 году в качестве главы Комитета Беспроводных Сетей Доступа Российской Ассоциации Документальной Электросвязи (RANS.RU) Аркадий участвовал в процессе дерегулирования частот для операторов беспроводного доступа. В 1999 он был одним из тех, кто повлиял на судьбу легализации IP-телефонии в России.
Аркадий Волож является акционером и членом совета директоров компании Infinet Wireless (отечественный разработчик и производитель систем широкополосного беспроводного доступа WiMax).
На протяжении 10 лет, предшествующих посту главы в Яндексе, Аркадий был генеральным директором и соучредителем крупнейшей компьютерной компании CompTek, основного российского поставщика сетевых решений.
Ниже приведены выдержки из интервью Аркадия Воложа журналу "Эксперт"
К 1999 году "Яндекс" занимал по популярности в интернете четвертое-пятое место. Битва за посетителей (на языке интернетчиков - за хосты и клики) становилась все ожесточенней. Еще в 1996 году возник поисковый сайт Rambler - один из старожилов Рунета, созданный группой инженеров Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН. Кроме "Рамблера" за внимание первых российских интернетчиков бились порталы List.ru и Mail.ru, а также еще один поисковик - Aport.ru. Как раз с ним "Яндекс" и делил тогда четвертое-пятое место.
Поддался на уговоры инвесторов и "Рамблер". Он получил инвестиции от альянса "Русских фондов" и Orion Capital Advisors Limited, продав им контрольный пакет. "Инвесторы сначала стали энергично вливать деньги в "Рамблер", за 2000 год вложили до шести миллионов долларов с целью еще больше "надуть" компанию и перепродать, а потом после кризиса NASDAQ и взрыва "пузыря" доткомов пали духом и осенью 2000?го стали пытаться его продать кому угодно. В этих условиях они придумывали новую "стратегию" по два раза в месяц, и "Рамблер" терял рынок", - вспоминает тогдашний директор "Рамблера", а ныне генеральный директор компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов.
"В 1999 году мы встречались практически со всеми лидерами российского интернет-рынка, и на одной из выставок - где-то в сентябре - я познакомилась с Аркадием и его командой, - рассказывает Елена Ивашенцева, партнер инвестиционного фонда Baring Vostok Capital Partners (BVCP). - На фоне остальных компаний, с которыми я общалась, ребята выгодно отличались тем, что они были очень открытые, очень прозрачные, у них было четкое представление о своих сильных сторонах. В тот момент у них был только поиск, зато было понимание, что в поиске они самые сильные, а все остальное они готовы строить и развивать".
На тот момент годовой доход "Яндекса" составлял порядка 70 тыс. (!) долларов. Большую их часть компании приносили продажи поискового движка, оформленного в программу. Однако ведущие игроки Рунета уже начинали торговать рекламой на своих сайтах, тем же занялся и "Яндекс". Бизнес-модель только-только начинала вырисовываться, и казалось, что она будет единой для всех игроков рынка. Значительные фиксированные затраты на разработки и техническую инфраструктуру, небольшие переменные - на оплату труда программистов - и "продажа" посетителей портала крупным рекламодателям. В Baring понимали, что бизнес-модель интернета только складывается, а значит, рекламный бизнес в Сети в ближайшие годы начнет бурно расти. При этом фонд не считал необходимым требовать контрольный пакет или вмешиваться в тактическое управление компанией. В общем, они друг другу подошли. В 2000 году сделка была оформлена официально. 35,7% в компании обошлись BVCP примерно в 5 млн долларов.
"Волож смог противостоять напору инвесторов, он удержался и не продал всю компанию, не стал распыляться, а сделал ставку именно на поиск, он придумал слоган "Найдется все!", он хорошо позиционировал свою компанию, он все сделал правильно!", - вспоминает о тех временах Игорь Ашманов.
Рекламная кампания 2000го года
Осенняя оффлайн кампания 2006. Основные рекламные площадки - метро и ведущие печатные СМИ
Оффлайн кампанию в Интернете "Яндекс" поддерживает организацией конкурса
|