Наталья Романова
Генеральный директор Cirque du Soleil Rus - цирка, выдуманного заново
Представления цирка Cirque du Soleil вызывают у зрителей "визуальную эйфорию", заставляют задуматься над собственной жизнью и испытать неведомый до сих пор фейерверк эмоций. "Вы помогли мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту". Эти и другие восторженные слова можно прочесть в книге отзывов цирка, который уже более 25 лет будоражит умы человечества всей планеты. Речь идет о всемирно известном Цирке дю Солей (Cirque du Soleil), который зародился в Квебеке и был призван стать кузницей новых цирковых грез.
Cirque du Soleil (в переводе "Цирк Солнца") - яркий представитель современного жанра циркового искусства, основанный Ги Лалиберте и Жилем Сен-Круа. Штаб-квартира находится в Монреале. Сейчас Цирк насчитывает около 5000 человек из 50 стран мира, около 1200 из них - артисты (около 20% из них - выходцы из постсоветского пространства). Такое количество людей, работающих в разных труппах, позволяет компании давать представления одновременно в нескольких точках мира. Ежегодно незабываемые выступления цирка собирают до 15 миллионов зрителей по всему миру.
До недавнего времени только четыре города удостоились благосклонности Cirque du Soleil открыть у себя их стационарные шоу: семь постановок, работающих в собственных театрах, расположены в Лас-Вегасе (США), одно в Орландо (США), одно в Токио (Япония) и еще одно в Макао (КНР). И два года назад, в 2008 году, открыть филиал Cirque du Soleil было решено в Москве. Инициатором такого решения стало руководство Цирка.
Честь возглавить Cirque du Soleil Rus выпала нашей гостье - Наталье Романовой. Она - не только генеральный директор компании, но и основатель агентства спортивного маркетинга "Энерджи Спорт". Уже более 15 лет Наталья Романова успешно реализует в нашей стране разнообразные бизнес стратегии. Внушительный опыт работы в области развития бизнеса, маркетинга и продаж позволяет ей четко определять, что на данный момент необходимо российскому потребителю.
Наталья Романова закончила с отличием экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедру экономики зарубежных стран. Проходила обучение на экономическом факультете Хельсинкского университета в рамках программы студенческого обмена. С 1993 года работала в секторе потребительских товаров компании "Джонсон и Джонсон Россия", причем последние годы в компании она занимала должность директора по маркетингу. После этого Наталья Романова занималась развитием бизнеса в таких компаниях, как исследовательский холдинг "Ромир" и компания по выпуску замороженной продукции "Мириталь".
Наталья рассказывает, что заявки с просьбами устроить "стационарное" шоу в каком-нибудь городе поступают от девелоперов и компаний из разных стран, заинтересованных в их создании, в Cirque du Soleil постоянно. Но они часто остаются без ответа: "Мы же удостоились этой возможности без отправления каких-либо заявок", - говорит она.
В России руководство международной штаб-квартиры Cirque du Soleil со временем намерено открыть стационарную площадку с постоянно действующим шоу. Такое событие поистине можно назвать грандиозным, потому что сегодня ни в одном европейском городе у Cirque du Soleil нет постоянной программы. Представление европейцев об искусстве Cirque du Soleil формируется исключительно по регулярным визитам гастролирующих шоу .
В создании российского филиала приняли активное участие канадский бизнесмен Джордж Кохон, основатель сети ресторанов McDonald's в Канаде и России и его сын Крейг Кохон, способствовавший появлению в девяностых годах в нашей стране компании Coca-Cola.
Крейг Кохан так оценивает перспективы развития шоу Cirque du Soleil в России: "Два года назад, когда мы начинали свой бизнес в России, у нас не было ничего. Сегодня Cirque du Soleil Rus это 20 постоянных сотрудников компании, кстати, все - русские; это более 500 человек, которые работали с нами на out-source (не в штате компании) в 2008-2009 годах, в нынешнем году цифра привлеченных сотрудников возросла до 1000 человек (учитывая Санкт-Петербург и Казань). CdS Rus - это также наши прекрасные партнеры; это постоянно развивающийся бизнес. Если в 2009 году мы инвестировали около 11 миллионов долларов, то в 2010-2011 годах мы намерены инвестировать около 30 миллионов долларов. Мы 25 лет ждали, чтобы выйти на российский рынок, и теперь мы чувствуем, что сделали это своевременно и успешно".
Шоу Corteo, которое в этом году представлено российской публике, также как и прошлогоднее - Varekai, помимо прочего должно помочь руководству Цирка изучить рынок и принять окончательное решение о строительстве театра под своим брендом в Москве.
Наталья Романова говорит, что уже сейчас результаты гастролей в России оцениваются, как более чем обнадеживающие. На данный момент идут переговоры с потенциальными инвесторами, и штаб-квартира цирка в Канаде готова инвестировать средства в российское шоу.
Кстати, руководство Cirque du Soleil акцентирует внимание на том, что здесь не стремятся к конкуренции с существующими игроками на рынке развлечений, а стремятся обогатить культурную жизнь страны. Хотя, конкурировать с цирком, действительно нелегко. На сегодняшний день - это, пожалуй, самое зрелищное шоу в мире, которое поставлено на коммерческие рельсы.
Cirque du Soleil является, пожалуй, одним из признанных лидеров в коммерческой индустрии развлечений. Его проекты дают путевку в жизнь совершенно новым идеям и обеспечивают значительное количество рабочих мест по всему миру. На данный момент шоу Cirque du Soleil еще не то чтобы никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось благодаря ему цирковое искусство.
Согласно собственным подсчетам, создание шоу в России потребует инвестиций порядка 60 миллионов долларов, в дополнение к инвестициям в строительство специальной площадки в объеме 150-200 миллионов долларов.
Каждое шоу Cirque du Soleil готовится до трех лет. Именно столько времени требуется, чтобы воплотить в жизнь мечты, желания и таланты организаторов и артистов. Эксплуатируется каждая созданная цирковая программа 10 - 15 лет, но бывает и больше.
Наталья Романова объясняет: "Все это связано с тем, что обычно площадка строится с нуля. Сначала возникает концепция шоу, а театр строится уже для реализации этой идеи, с теми техническими решениями, которые необходимы, чтобы сделать шоу такого уровня, которого еще не было в мире".
|