За последний год почти половина россиян (47%) выбирают продукты питания отечественных производителей на фоне ухода из России ряда иностранных компаний, сообщают аналитики NielsenIQ. Результаты исследования есть в распоряжении Sostav.
NielsenIQ изучила список победителей конкурса самых перспективных брендов в России, озвученного на форуме «Сильные идеи для нового времени», и проанализировала, как развиваются их продажи в тех категориях, где представлены такие бренды.
По данным национального аудита, который покрывает наиболее крупный список торговых точек, включая как современную розницу, так и традиционную торговлю (где торговля происходит через прилавок), большинство изученных брендов из списка («ЭкоНива», «Сернур», «Original Eco Food», «Сибирский кедр», «Ванюшкины сладости», «Чёрный хлеб», «Балтийский берег») показали опережающие темпы роста по сравнению со своей категорией.
Молочная индустрия, мороженое
В индустрии молочных товаров, с точки зрения темпов роста особенно выделяется бренд «ЭкоНива». Этот игрок представлен более чем в 10 категориях — и во всех них без исключения продажи товаров он обогнал среднюю динамику. Ярким примером стал крупнейший сегмент индустрии — пастеризованное молоко, продажи которого остаются на уровне 0,4%, в то время как молоко под маркой «ЭкоНива» показывает более 90% роста. А в сегменте масла и маргарина, продажи которого на рынке замедляются (продажи упали на 3,1%), производителю удаётся расти на 71% год к году.
Марка «Сернур» растёт двузначными темпами в большинстве представленных категорий. Например, увеличились продажи молока на 156%, сметаны — на 71%, кефира — на 65%.
Кондитерская индустрия, крупы
Среди перспективных брендов в кондитерской индустрии особенно выделились марки «Сибирский кедр» и «Ванюшкины сладости». Несмотря на замедление продаж в некоторых сегментах, в ряде других эти марки в несколько раз опережают средние темпы категории. Шоколадные батончики показали рост. Например, «Сибирский кедр» увеличил продажи на 211% против роста на 9% в среднем. Продажи развесных шоколадных конфет увеличились на 169% у «Ванюшкиных сладостей».
Высокие показатели особенно выделяются на фоне сокращения объёмов продаж многих кондитерских категорий.
Отдельно следует отметить бренд «Чёрный хлеб», под которым покупателям производится мука и крупы. К примеру, в сегменте круп (крупы за исключением риса и гречки) продажи бренда растут на 21% против падения на 12% в категории в среднем.
Рыба и морепродукты
Динамика продаж крупного производителя «Балтийский берег» варьируется в зависимости от категории. В некоторых товарных группах (рыбные спреды, охлажденные морепродукты) ему удается в 2−3 раза опередить средние темпы, однако есть и сегменты, где производитель пока что чувствует себя менее уверенно. К ним относятся категории красной рыбы и сельди.
Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами NielsenIQ:
При этом перечисленным маркам удаётся показывать высокие темпы роста в условиях обострения конкуренции, когда происходит борьба за покупательскую лояльность не только между брендированной продукцией, но и товаров собственной торговой марки.
К примеру, с уходом ряда зарубежных брендов начался процесс замещения товаров из среднего и высокого ценовых сегментов продукцией под частными марками, которые теперь успешно конкурируют уже не с брендами на промо или товарами первой цены, а с более дорогими позициясми. На этом фоне игрокам сложнее завоевать лояльность потребителей, а динамика продаж перспективных брендов становится ещё более заметной.