Космические экскурсии, приуроченные к 60-летию полета первого человека в космос, стартовали весной. Они стали посвящением не только российской космической отрасли, но и в целом году науки и технологий. О том, как с помощью виртуальных экскурсий популяризировать космическую тематику и адаптировать традицию семейных походов в музей к новому диджитал-формату, рассказала Sostav команда проекта.
Задачи
12 апреля 2021 года исполнилось 60 лет с момента первого полета человека в космос. В честь юбилея МТРК Мир (межгосударственная телерадиокомпания) разработала специальный проект — цикл виртуальных экскурсий по музеям и знаковым местам космической истории России «60 лет — полет нормальный!». Поездка к месту приземления первого космонавта или посещение уникальной экспозиции Московского планетария доступны не всем. Телекомпания «Мир» дала возможность всем желающим проникнуться космической историей и посетить музеи в разных уголках страны.
Основная задача проекта — адаптировать традицию семейного похода в музей к новым реалиям, поддержать интерес детей и взрослых к космической тематике.
Конкретные задачи:
- привлечь к сотрудничеству музеи;
- предложить новый формат взаимодействия с аудиторией;
- создать качественный контент для YouTube-канала;
- развить цикл видеоэкскурсий в консолидированный проект;
- привлечь внимание к теме космического юбилея и поддержать музеи в диджитал-пространстве.
Решение
В 2020 году телерадиокомпания «Мир» создала виртуальную экскурсию об истории телевидения в Политехническом музее ко Дню защиты детей. Ролик был размещен на YouTube-канале @Mir24. Формат показал себя хорошо, это подтверждает комментарийная активность: под видео развернулась целая дискуссия об аналоговом и цифровом телевидении, а некоторые пользователи даже делились воспоминаниями о телевизорах из детства.
Положительная реакция аудитории мотивировала создателей расширить проект. Так зародился план создания виртуальных космических экскурсий.
В 2021 году, в честь 60-летия первого полета человека в космос, идея была воплощена в жизнь.
Все экскурсии были привязаны к конкретным датам в истории российской и мировой космонавтики. Например, новые выпуски виртуальных экскурсий выходили в День космонавтики, в день полета Германа Титова, в годовщину полета Белки и Стрелки, в день НЛО.
Всего в проекте приняли участие семь музеев России. Цикл «60 лет — полет нормальный!» выходил на протяжении пяти месяцев на YouTube-канале @Mir24.
Павел Корчагин, генеральный продюсер телерадиокомпании «Мир»:
Мы, конечно же, не могли обойти тему космоса в такой знаменательный год — 60-летия полета Юрия Гагарина. Нам показалось очень важным сделать космос ближе для каждого. Возможность путешествий, хоть и виртуальных, особенно ценна сегодня. И проект, помогающий музеям и их посетителям не только не терять связь, но и расширять ее за счет подписчиков «Мир 24» по всей России и в странах Содружества — как никогда актуален.
Результаты и впечатления
С апреля по август на YouTube-канале «Мира» вышло шесть выпусков. Первые выпуски были созданы в сотрудничестве с Музеем истории космонавтики и планетарием Центра имени В. В. Терешковой в Ярославле.
Третий выпуск посвящен выставке космической фотографии «Земля в иллюминаторе».
Участники четвертой экскурсии смогли «прогуляться» по Московскому планетарию.
Пятая виртуальная экскурсия проводилась по Парку покорителей космоса и Народному музею им.
Завершился цикл экскурсией по Музею космонавтики ВДНХ.
Проект МТРК «Мир» «60 лет — полет нормальный!» занял собственную нишу цифрового контента. Виртуальные экскурсии помогли космическим музеям встретиться со своими посетителями виртуально, показать новые экспозиции и историю покорения космоса.
Ключевые черты проекта — социальный аспект поддержки музеев, демонстрация важнейшей роли человека и живого общения. Акцент в каждом сюжете был сделан на роль людей, участвовавших в создании ракет и подготовке полетов, сопровождавших знаменитых космонавтов к месту старта, следивших за полетами и встречавших их на месте приземления. Важно и то, что сами истории рассказаны людьми, влюбленными в космос и свою работу: руководители и сотрудники музеев не просто рассказывали об экспонатах и памятных местах, а передавали историю освоения космоса от сердца к сердцу.
Сергей Гревцев, руководитель службы продвижения МТРК «Мир»:
Музеи охотно шли на контакт и были рады возможности привлечь более широкую аудиторию, показать свои экспозиции в новом формате. Виртуальная реальность захватывает нашу жизнь, и для музеев, имеющих не такие значительные диджитал-ресурсы, как, например Эрмитаж, это хорошая возможность поделиться новым интересным контентом.
За пять месяцев проекта удалось привлечь почти 300 тыс. зрителей. И поскольку заключительные серии цикла вышли совсем недавно, эти цифры еще будут расти.
Каждый ролик собирал в среднем по 55 тыс. просмотров. Самой популярной стала экскурсия по Московскому планетарию.
Проект заинтересовал и другие музеи. Совместно с Музеем Победы ко Дню памяти и скорби в июне была создана виртуальная экскурсия по трехмерной панораме «Брестская крепость, 1941». Ее посмотрели 55 тыс. человек.
Кульминационной точкой проекта стал финальный эпизод, посвященный крупнейшему выставочному проекту в области космонавтики за последние 20 лет — выставке «Первый» в Музее космонавтики ВДНХ. Экскурсия показала главные космические артефакты: подлинные документы, чертежи и части космических кораблей. Выпуск стал ярким завершением истории освоения космоса, с которой «Мир» знакомил зрителей на протяжении нескольких месяцев. Кроме того, материал дал лучший KPI по охватам: рекламная кампания в YouTube обеспечила выполнение KPI — 107,8%, KPI рекламной кампании в сети «ВКонтакте» — 117,8%.
Проект МТРК «Мир» ввел тренд на диджитал-экскурсии для культурно-образовательных пространств одной тематики. Если ранее крупные музеи осваивали цифровые форматы самостоятельно, а малые часто были лишены такой возможности, то «60 лет — полет нормальный!» объединил музеи и культурно-образовательные центры и дал им возможность диджитал-продвижения в рамках одного проекта. А зрителям виртуальные экскурсии позволили изучать историю освоения космоса в путешествиях по стране, не выходя из дома.