По итогам 2019 г. на российском пивном рынке впервые за 20 лет сменился лидер: первое место заняла компания AB InBev Efes, а входящая в Carlsberg Group «Балтика» заняла второе место, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные Nielsen и государственной системы учета ЕГАИС.
«Балтика» не стала комментировать потерю лидерства, но президент компании Ларс Леманн сообщил, что компания не удовлетворена результатами 2019 г.: ее доля снизилась на 3 процентных пункта — с 30% в 2018 г. до 27%. В прошлом году, особенно во второй его половине, ценовая конкуренция была очень напряженной, добавляет он. Продажи упали на 8% - в первую очередь из-за сокращения реализации недорогой продукции.
В то же время выручка на единицу проданного пива выросла на 3% за счет роста цен и увеличения продаж более дорогой продукции — крафтового пива (представитель компании к таковым относит сорта «Балтика № 4 Оригинальное», «Балтика № 6 Портер» и «Балтика № 8 Пшеничное») и специальных сортов. В итоге доля недорогой продукции сократилась, а продажи премиальных брендов, таких как Kronenbourg Blanc и Grimbergen, выросли.
Положение дел в России сказалось и на показателях Carlsberg в Восточной Европе. Продажи пива в этом регионе сократились на 6,2% до 287 млн дал, выручка снизилась на 0,4% примерно до $1,6 млрд. Операционная прибыль снизилась на 17,9% примерно до $285 млн. Все рынки региона, кроме России, показывали устойчивый рост операционной прибыли, отмечала компания.
AB InBev Efes появилась в результате объединения бизнесов в России и на Украине крупнейшего в мире производителя пива Anheuser-Busсh InBev и турецкого Anadolu Efes. На момент объявления о создании AB InBev Efes в 2017 г. их суммарная доля в России была 27%. Компания занимала 2-е место. По мнению директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, AB InBev Efes в 2019 г. удалось воспользоваться преимуществами объединения и серьезным падением продаж у главного конкурента. На возобновление роста и восстановление доли «Балтики» может уйти несколько лет, это будет сложно, ведь конкуренты в это время тоже будут расти, считает он.
Третьим по величине производителем пива в России является голландская Heineken. По данным Nielsen, учитывающим только продажи в городах (78% рынка), доля компании в 2019 г. составила 13,3%.
Ранее стало известно, что три крупнейших производителя пива в России — «Балтика» (входит в Carlsberg Group), Heineken и AB InBev Efes — решили покинуть Союз российских пивоваров из-за несогласия с политикой борьбы с нелегальным рынком. В частности, производители остались недовольны регулированием цен.